ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 2
1. Способности. Метод Амтхауэра. 4
2. Исследование индивидуальных свойств нервной системы.. 5
3. Темперамент. 7
4. Тревожность. 8
5. Самооценка. 9
6. Акцентуация характера. 10
Заключение. 12
Список использованной литературы…………………………………………...13
ВВЕДЕНИЕ
Психология -наука о закономерностях отражения живыми системами окружающей, независимой от них действительности в формах ощущений, восприятий, представлений, мышления и других явлений психики.
Задача психологии и психологов ― помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психологических напряжений.
Считается, что психология как наука берёт начало в 1879 г., когда в г. Лейпциге была открыта Вундтом первая психологическая лаборатория. В середине двадцатого века начинается процесс разделения психологии на возрастную, медицинскую, инженерную, социальную, педагогическую, космическую, спортивную, творческую и т.д.. По мере развития психологии в теории, возрастала потребность её применения на практике, что и привело к появлению практической психологии.
|
|
Известные психологи Ю. М. Забродин и В. В. Новиков отмечают, что различие научно-исследовательской и научно-практической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. В центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить. Б. Г. Ананьев в своих работах обосновал, что каждый человек является яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Индивидуальность Ананьев представлял как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.
Исходными характеристиками для личности являются статусно-ролевые и ценностные ориентации, на базе которых формируются мотивация и направленность, характер человека.
Человеческая индивидуальность ― очень сложная система, которая является целостным образованием с определенной организацией свойств. Функционирование такого образования возможно лишь при взаимодействии различных свойств, являющихся компонентами этой структуры. На основе оценки этих свойств можно составить психологический портрет человека. В данной работе я собираюсь составить свой собственный психологический портрет, чтобы рассмотреть свои сильные и слабые стороны, изучить свою индивидуальность, выявить черты, над которыми нужно поработать, которые нужно развивать и совершенствовать. Это поможет мне в дальнейшей жизни: в общении с разными людьми, работе, решении разного рода проблем и др. Также это пригодится мне для моей будущей профессии.
|
|
Способности. Метод Амтхауэра.
Потенциальные возможности человеческой психики поистине неисчерпаемы. Так же неисчерпаемо многообразие комбинаций способностей у людей. Но нужно уметь распорядиться этим бесценным даром природы, помочь себе и другим людям раскрыть и развить свои способности. Для того, чтобы реализовать свои способности в жизни, необходимо иметь примерное представление о них.
Метод Амтхауэра направлен на выявление преобладающих способностей человека. Для этого я проделала работу с девятью субтестами, ориентированными на определение разных способностей. В итоге, по каждому субтесту были получены определенные значения. По схеме обработки Амтхауэра нужно занести эти значения в диаграмму.
Исходя из результатов:
ДП(дополнение предложений) - 110.
ИС(исключение слова) – 116.
Ан(аналогии) – 107.
Об(обобщение) – 114.
Пм(память) – 108. Субтесты
Аз(арифметические задачи) – 103.
Чр(числовые ряды) – 123.
ПВ(пространственное воображение) – 86.
ПО(пространственное обобщение) – 95.
Субтест 1 ориентирован на определение способности самостоятельного мышления, субтест 2 ― способности точно выражать словесные значения, субтест 3 ― способности комбинировать понятия (подвижность мышления), субтест 4 ― способности к абстрактному мышлению и образованию понятий, субтест 5 ― способности практического, численного мышления, субтест 6 ― способности алгоритмического мышления, субтест 7 ― способности наглядно-образного мышления, субтест 8 ― способности пространственного мышления и воображения, субтест 9 ― способности ассоциативного мышления и памяти.
Согласно этому тесту самыми развитыми у меня являются коммуникативные вербальные возможности, я могу удачно работать в гуманитарных и социальных областях. Педагогическая профессия соответствует уровню развития моих способностей. Уровень IQ 107 баллов, средний.
Исследование индивидуальных свойств нервной системы
Нервная система – это совокупность органов, образованных нервной тканью, функциями которой являются адаптация к изменяющимся условиям внешней среды, координация и энергетическое обеспечение внутренних органов. Нервная система работает по принципу смены процессов. Каждый из процессов может быть охарактеризован с точки зрения их силы, уравновешенности и неуравновешенности, а также могут с большим или меньшим трудом, с большей или меньшей скоростью (подвижностью) сменять друг друга. Также нервную систему можно охарактеризовать как проводник сигналов внешней среды во внутреннюю.
Основными свойствами нервной системы являются сила, возбуждение, торможение, уравновешенность и подвижность.
Для изучения некоторых свойств нервной системы я использовал две методики: Ильина и Стреляу.
Сила – слабость нервной системы. Методика Ильина. Сила нервной системы по возбуждению – это способность сохранять работоспособность на уровне близком к исходному в течение длительного времени (способность нервных клеток выдерживать длительное возбуждение без включения торможения).
Слабость нервной системы связана с ее высокой чувствительностью, способностью улавливать низкие по интенсивности сигналы, которые лежат ниже порога восприятия людей с сильным типом нервной системы. Слабая нервная система характеризуется невысокой выносливостью нервных клеток.
Для определения силы нервной системы используют Методику Ильина. Сначала мы расчерчиваем лист бумаги на 8 квадратов, затем берем в руки ручку и начинаем ставить точки в квадраты. На каждый квадрат отводится 30 секунд. Затем считаем количество точек в каждом квадрате и по этим данным строим график. В зависимости от вида этого графика выявляем силу нервной системы.
|
|
График, полученный по моим результатам, показан на табличке
У меня нервная система скорее средней силы. Мои работоспособность и выносливость достаточно высокие, я обладаю высокой стрессовой устойчивостью и плохо переношу монотонную однообразную работу, люблю деятельность, предполагающую преодоление различных препятствий.
Методика Стерляу.
Данная методика помогает определить степени сил нервной системы по возбуждению и торможению и подвижность нервных процессов. Возбуждение ― это процесс перехода нервной клетки в активное состояние. Торможение ― это процесс прекращения работы нервной клетки. Подвижность ― это скорость развития возбуждения или торможения.
Итак, сначала нужно пройти тест, состоящий из утверждений, с которыми нужно согласиться или нет, и посчитать количество баллов по трем параметрам:
1. сила нервной системы по возбуждению (у меня – 61 балл);
2. сила н. с. по торможению (у меня – 73 балла);
3. подвижность нервных процессов (у меня – 40 баллов).
У меня высшая степень силы по возбуждению и по торможению, и средняя степень подвижности.