Проблемы и направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации

Переход российского государства к современному типу федеративного устройства с ориентацией на реализацию принципов бюджетного федерализма изменил модель и содержание государственного управления региональным хозяйством и обеспечил переход к экономическим методам регулирования регионального развития.

Становление бюджетного федерализма в РФ сопровождался тем, что каждый регион (субъект Федерации) становится экономической подсистемой с сильной взаимосвязью своих основных элементов. Проводимая в первой половине 1990-х годов политика бюджетного выравнивания характеризовалась как недостаточной «прозрачностью», так и индивидуальным учетом текущих бюджетных потребностей регионов, что ослабило стимулы и ответственность субфедеральных властей. Однако технология распределения федеральных трансфертов между регионами заметно улучшилась, и основная часть федеральной помощи была сконцентрирована в фонде финансовой поддержки регионов (ФФПР).

В рамках трехлетней программы правительства по реформированию межбюджетных отношений в 1999 - 2001 годах методика и процедуры распределения средств ФФПР стали более «прозрачными», жесткими и менее зависимыми от бюджетной политики конкретных регионов. В то же время вне ФФПР до сих пор существуют виды федеральной помощи регионам, такие как бюджетные ссуды различных видов, списания (отсрочки) долгов и так называемые «взаимные расчеты».

Реформы 1991, 1994 и 1999-2001 гг. были ориентированы на «разделение денег» между бюджетами разных уровней. В августе 2001 года была утверждена Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. В ее основе лежит концепция перехода от «разделения денег» к принципиально иной системе - «разделению полномочий». Эта эффективная система бюджетного федерализма, обеспечивающая устойчивый экономический рост, должна отвечать пяти требованиям:

четкое разграничение полномочий между уровнями государственной власти;

региональные власти должны обладать в пределах своих территорий и полномочий достаточной степенью автономии в проведении финансово-экономической политики;

наличие у федерального центра эффективных полномочий по обеспечению единства экономического и правового пространства;

наличие жестких бюджетных ограничений для региональных и местных властей;

стабильность всех вышеперечисленных условий.

В настоящее время в административно-территориальном устройстве Российской Федерации наблюдается тенденция к укрупнению субъектов Федерации. Одной из основных целей укрупнения является обеспечение финансовой самостоятельности регионов, построение более эффективной системы использования бюджетных средств. Проблема финансового обеспечения реализации полномочий разных уровней власти одна из самых сложных. В рамках реализации Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» (от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), в котором были уточнены полномочия каждого уровня власти - федерального, субъектов Федерации, и муниципального.

Однако остались и нерешенные проблемы, а именно:

1. Проблема диспропорций в соотношении доходов к расходам при первичном распределении бюджетных ресурсов по вертикали бюджетной системы. По существу, это проблема разбалансировки бюджетной системы по вертикали, и она обостряется год от года.

Сегодня основным направлением развития бюджетного федерализма в России является все большая концентрация налоговых доходов на федеральном уровне при одновременном сбросе все большего объема социальных расходных полномочий на уровень субъектов Федерации, что по существу означает не что иное, как сброс бюджетного дефицита на субфедеральный уровень. Таким образом, на протяжении трех последних лет активно формируются, так называемые, «налоговые ножницы», характеризующие процесс перекачки налогового потенциала страны в федеральный бюджет. Причем интенсивность этого процесса настолько велика, что становится угрожающей для бюджетной системы в целом. Иногда эту проблему пытаются свести к проблеме концентрации налогового потенциала на федеральном уровне, связанного с необходимостью оплаты государственного долга.

2. Возрастание неравномерности бюджетной обеспеченности регионов несмотря на использование рычагов бюджетного выравнивания (это, по сути, есть не что иное, как разбалансировка бюджетной системы по горизонтали).

Региональные и особенно местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством, без предоставления источников финансирования («нефинансируемые федеральные мандаты» - заработная плата, социальные пособия и льготы, различные нормативы). Основная часть налоговых доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи, имеет место резкая несбалансированность предписанных «сверху» расходных обязательств и возможностей их финансирования за счет переданных же «сверху» доходных источников.

Реализация концепции бюджетного федерализма основана на сочетании двух взаимодополняющих тенденций -- конкуренции между региональными органами на рынке социальных услуг, выравнивании условий этой конкуренции и обеспечении на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов.

Таким образом, бюджетный федерализм -- одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений.

Сущность бюджетного федерализма представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных структур государства разных уровней, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: