Сущность, цели, предпосылки международной экономической интеграции

Экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействие их воспроизводственных структур на разных уровнях и в различных формах. Она является закономерным результатом развития торговли и международного движения факторов производства.

Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятной внешнеполитической среды, решения задач торговой политики, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальных отраслей производства.

На макроуровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

На микроуровне (корпоративном) интеграционные процессы разворачиваются между фирмами посредством налаживания прямых хозяйственных связей и создания зарубежных филиалов.

8.2. В становлении интеграции принято выделять несколько этапов:

  • преференциальное торговое соглашение, смысл которого в предоставлении друг другу более благоприятного режима торговли по сравнении с третьими странами;
  • зона свободной торговли, участники которой устраняют таможенные тарифы и квоты, но в отношении к третьим странам каждый участник проводит свою политику;
  • таможенный союз, который предусматривает беспошлинную внутри интеграционную торговлю товарами и полную свободу их перемещения внутри региона;
  • общий рынок, предполагающий полное устранение препятствий на пути движения товаров и факторов производства;
  • экономический союз, в рамках которого проводится согласованная макроэкономическая политика и унификация валютного, денежного и бюджетного законодательства;
  • полная интеграция, которая предполагает передачу национальными правительствами большей части своих функций надгосударственным органам.

В результате создания таможенного союза возникают типы эффектов: статические, под которыми понимаются экономические последствия, возникающие немедленно после образования таможенного союза, и динамические — проявляющиеся на более поздних стадиях его функционирования. Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания и отклонения торговли. В числе динамических эффектов следует отметить возрастающую конкуренцию между производителями разных стран, которая сдерживает рост цен, способствует повышению качества товаров, стимулирует внедрение новых технологий.

Наиболее развитой в мире интеграционной группировкой является Европейский союз (ЕС), в состав которого входит 15 европейских государств. В процессе своего развития западноевропейская интеграция прошла большинство из перечисленных выше этапов. Управление ЕС осуществляют пять главных институциональных органов — Европейский совет, Комиссия ЕС, Совет министров, Европейский парламент и суд ЕС. Успех развития интеграции в Западной Европе дал толчок к углублению интеграционных процессов в других частях мира.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. На стыке ХХ-ХХI веков она стала мощным инструментом ускоренного развития мировойэкономики и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран -членов интеграционных группировок. Под МЭИ понимают процесс сращивания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс наоснове устойчивых экономических связей между их компаниями.

Получившая развитие на основе регионализации, она возможно перейдет в будущем в глобальную интеграцию на основе слияния региональных союзов и выработки механизма управления континентальными и глобальными экономическими объединениями.

В основе всех теорий развития международной экономической интеграции лежит принцип выгоды страны от специализации каждой страныв рамках МРТ, и кооперировании усилий в экономических, социальных иполитических сферах в тех случаях, когда ресурсов одного государства

недостаточно.

Первым этапом МЭИ становятся прямые хозяйственные связи на уровне первичных субъектов экономики, то есть фирм. Затем в процессе развития происходит взаимоприспособление национальных, правовых, фискальных и прочих систем вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

10. Региональные интеграционные объединения: преференциальное соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

Самая простая, начальная форма международной экономической интеграции — зоны свободной торговли. В этом случае отменяются торговые ограничения для стран — участниц интеграционной группировки, и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины. В результате создается преференциальная зона, характеризующаяся наличием в

ней условий для свободной от тарифных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами. Соглашения о зонах

свободной торговли соответствуют современной международной внешнеэкономической практике и концепции Всемирной торговой организации, направленным на либерализацию внешней торговли и стабилизацию торговой политики стран-участниц.

Соглашения о зонах свободной торговли обычно предусматривают обязательства партнеров не повышать в одностороннем порядке таможенные пошлины и не возводить новые торговые барьеры, т.е. придерживаться принципа взаимного моратория на ограничение и ухудшение условий

внешней торговли. При этом в соглашениях о зонах свободной торговли могут быть предусмотрены особые случаи, в которых договаривающиеся стороны могут расширить на определенный срок при взаимно согласованных обстоятельствах сферу распространения защитных мер, включая увеличение

таможенных пошлин на оговоренную величину. В правовом аспекте международные соглашения о зонах свободной торговли имеют преференциальный статус по отношению к внутренним законодательным актам стран — участниц соглашения.

Участие в зонах свободной торговли может осложнить положение стран - производителей, так как либерализация импорта создает благоприятные условия для соперников из числа стран – участниц соглашения, продукция которых может быть более высокого качества и технического уровня. Усиление конкуренции грозит банкротством для национальных производителей, не выдержавших соперничества с иностранными поставщиками товаров и услуг.

Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз. Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной системы. В рамках таможенного союза, представляющего собой более совершенную, чем зоны свободной торговли, интеграционную структуру, страны-участницы проводя скоординированную внешнеторговую политику, главным образом в области таможенно-тарифных правил и процедур. Это

дает им возможность регулировать товарные потоки в интересах развития производства, экспорта и более полного удовлетворения импортного спроса стран — участниц таможенного союза. Практика показывает, что таможенный союз создает более привлекательные условия для иностранных инвесторов, что также положительно сказывается на экономическом развитии стран-участниц.

Если устанавливаемый на внешних границах стран — участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до создания интеграционной группировки, то страны-участницы ограничивают внешние источники снабжения с целью развития внутрисоюзных ресурсов. Тогда возможна совместная разработка природных ресурсов, новых материалов, технологий, наукоемких изделий, чтобы сократить зависимость от импорта. В случае установления уровня внешнего тарифа ниже средневзвешенного для стран —

участниц таможенного союза последние ориентируются на рынки третьих стран и, следовательно, принимают меры для усиления конкуренции между внутренними и внешними производителями, чтобы создать стимулы для отечественных производителей к изготовлению конкурентоспособной

продукции.

При дальнейшем развитии процесс интеграции стран — членовгруппировки достигает формы общего рынка. Она знаменуется подписанием договора, охватывающего “четыре свободы” пересечения государственных границ — для товаров, услуг, капиталов и людей. В этом случае ход

интеграционного процесса определяют уровень развития факторов производства и до некоторой степени координация внешнеэкономической политики. Кроме того, создание общего рынка требует гармонизации многих промышленных стандартов и правовых норм. При этом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.

Опыт Европейского союза (ЕС), реализовавшего этап общего рынка, показывает, что проведение политики в рамках этого этапа должно осуществляться при условии обязательного соблюдения странами- участницами взаимно согласованных регламентов (на правах их национальных законов). В то же время директивы, адресуемые государствам- членам, также обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.

Указанные три формы международной экономической интеграции охватывают главным образом сферу обмена, создавая формально странам- участницам равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов.

Наиболее сложная форма международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями — экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зона свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Следствием экономического и валютного союза выступает введение наднациональных институтов

управления интеграционным сообществом — совета глав государств, совета министров, центрального банка и т.д. На определенном этапе формирования экономического и валютного

союза предусматривается проведение единой валютной политики и введение единой валюты. Эти мероприятия провидятся при активном участии единого Центрального банка. Практический опыт функционирования экономического и валютного союза пока весьма ограничен. Европейский союз перешел на использование единой валюты “евро” в безналичных расчетах в 1999 г. С 2001 года европейские страны переходят на наличную форму расчетов в “евро”.

Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции может привести к превращению интеграцонного объединения в политический союз, т.е. к образованию конфедеративного государства со всеми вытекающими последствиями, в том числе

превращением наднациональных органов управления в центральные органы управления с еще большими полномочиями и властью. Прообразом политического союза может служить Швейцарская конфедерация кантонов. К концу XX столетия в мире возникло несколько десятков интеграционных экономических группировок: зон свободной торговли, таможенных союзов, валютных и экономических союзов. Абсолютное большинство из них не могут реализовать преимущества международной экономической интеграции из-за недостаточно высокой степени развития экономических и политических отношений, примитивности и структурной недифференцированности национальных хозяйств, незрелости рыночных и финансовых структур.

Одновременно следует отметить, что существует несколько прогрессирующих интеграционных объединений: в развитых странах — Европейский союз (ЕС), и Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), в развивающихся — Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Благодаря этим реально и эффективно функционирующим интеграционным группировкам можно предполагать, что в ближайшем будущем мирохозяйственные связи будут представлять собой совокупность макроэкономических группировок, использующих в различных сочетаниях видов и форм преимущества экономической интеграции.

Движущей силой международной экономической интеграции выступают фирмы. Они заинтересованы в достижении оптимальногомасштаба деятельности, в том числе через сотрудничество и кооперированиес иностранными компаниями в рамках региона без таможенных и другихограничений. Фирмы используют преимущества интеграции в следующейпоследовательности: расширение рынков сбыта создает предпосылки дляоживления международной торговли; это в свою очередь становитсяимпульсом к реорганизации производства товаров и услуг и оживлению вэкономке. Последнее создает стимулы для роста инвестиций и ведет вконечном счете к росту прибылей.Одновременно происходит санация фирменной структуры — врезультате расширения рынка сильные (но не обязательно крупные) фирмыстановятся еще могущественнее, а слабые, которые находили ниши иудерживались на национальных рынках, не выдерживают конкуренции намеждународном рынке, разоряются и поглощаются более сильными. Сликвидацией границ и унификацией стандартов к требованияммеждународного рынка могут приспособиться только сильные динамичныепредприятия.

В условиях международной экономической интеграции на уровне участников внешнеторговых сделок учитываются следующие экономические эффекты: отсутствие необходимости содержать торговые представительства в каждой стране; рост преимуществ узкой специализации экспорта за счет эффекта масштаба; увеличение спроса в рамках региона; рост степени ценовой конкурентоспособности за счет устранения тарифных и нетарифных барьеров: растущие доходы, которые позволяют успешнее осваивать рынки третьих стран.

На макроуровне принимается в расчет, что внутрирегиональная торговля становится эффективнее; появляются новые возможности для использования оптимального месторасположения предприятий на территории интеграционной группировки; снижаются издержки производства и сбыта товаров и услуг; растущая емкость рынка позволяет увеличивать расходы на НИОКР. Сближение и сращивание национальных хозяйств приводит к существенному пересмотру подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране и необходимости координации и приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам стран — участниц интеграционного объединения. В этой связи появляется необходимость повышения уровня регулирования межгосударственных хозяйственных связей путем ограничения суверенитета каждого государства и создания наднациональных органов управления, в функции которых входит разработка, координация и контроль в отдельных сферах экономик стран — участниц интеграционных объединений. Ограничения суверенитета интегрирующихся государств могут наносить существенный ущерб целым отраслям производства этих стран. Так, условиями договора о таможенном союзе, заключенного между Европейским союзом и Турцией в 1995 г., предусматривалось устранение барьеров (тарифов) во взаимной торговле. Если для экономики Турции в целом этот договор был благоприятным, так как давал возможность получать от ЕС льготные займы и безвозмездные ссуды, то автомобильная промышленность ее, ранее защищенная 40 %-ным протекционистским тарифом, понесла большие потери от наплыва в страну западноевропейских автомобилей. Примером защиты своего суверенитета в проведении независимой

национальной политики в денежно-кредитной сфере может служить отказ Великобритании, Греции, Дании и Швеции от присоединения к введению единой общеевропейской валюты — евро — в рамках экономического и валютного союза стран — членов ЕС с 1 января 1999 г.

По мнению ряда экспертов ВТО, преференциальные соглашения внутри международных экономических интеграционных объединений порой серьезно подрывают главное правило ГАТТ/ВТО — взаимное предоставление (глобальное) странам-членам режима наибольшего благоприятствования. Преференциальные взаимные соглашения между членами интеграционных региональных группировок могут игнорировать его, легально предоставляя партнерам по группировке значительно большие торговые льготы, чем другим странам — членам ГАТТ/ВТО. Кроме того, государства — члены интеграционных объединений порой применяют антидемпинговые меры и “добровольные” ограничения экспорта к предприятиям третьих стран в обход норм ГАТТ/ВТО. В качестве первого шага на пути к общемировой (в рамках ВТО) экономической интеграции многие страны на ближайшую перспективу предпочитают более узкую, региональную интеграцию. Это, по их мнению, позволит “с меньшими потерями” пройти первые, наиболее болезненные и сложные шаги либерализации собственных внутренних рынков, а также более весомо

выступить с совместной позицией своих региональных интеграционных объединений в дальнейших переговорах на пути к глобальной экономической интеграции.

11. Участие России в международной экономической интеграции.

На территории бывшего Советского Союза существуют:

- Во - первых, Содружество независимых государств (СНГ).

- Во - вторых, различные более тесные объединения внутри СНГ, с Россией в центре: Союз России и Белоруссии, Евроазиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, помимо двух упомянутых стран, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), Единое экономическое пространство (страны ЕврАзЭС, кроме двух последних, плюс Украина).

- В - третьих, ряд объединений внутри СНГ, не включающих Россию и даже ей противостоящих: ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), Центральноазиатский Союз.

- В - четвёртых, всевозможные отраслевые организации, в том числе включающие и страны Балтии (например, Международный Союз выставок и ярмарок СНГ и Балтии).

- В-пятых, разнообразнейшие объединения и проекты неэкономического характера, начиная с Договора о коллективной безопасности (страны ЕврАзЭС плюс Армения) и кончая футбольным Кубком Содружества (все 15 постсоветских государств).

Эффективность большинства упомянутых объединений невелика, их статус, как правило, чётко не определён. Тем не менее, сам факт их существования в таком количестве свидетельствует об объективных потребностях в интеграции именно на этом пространстве. А то, что интеграция эта идёт с большим «скрипом», свидетельствует о справедливости известного афоризма: «Ломать – не строить».

Современные интеграционные процессы на постсоветском пространстве

Сегодня в международных отношениях наблюдается устойчивая тенденция глобализации мира, проявляющаяся в совокупности различных интеграционных процессов в разных сферах человеческой жизнедеятельности. В основе глобализации лежат, прежде всего, экономические интересы государств, соответственно именно международная экономическая интеграция является локомотивом этого процесса.

Наша страна достаточно недавно встала на путь рыночной экономики и стала более открыто работать на международной арене. Вследствие, развала сложившихся экономических связей и учитывая территориальный аспект, особое значение для России принимают экономические интеграционные процессы, протекающие на постсоветском пространстве, в силу известных исторических причин получившие определенную специфику.

Основой межгосударственных отношений в этом регионе долгое время было СНГ. Однако сегодня данная организация не вполне отвечает современным политическим и экономическим реалиям. В июле 2004 года, на заседании Совета Безопасности РФ, посвященном политике России в СНГ, Владимир Владимирович Путин признал: «Мы подошли к определенному рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьемся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждет «размывание» этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участниц». В марте 2005 после целого ряда ощутимых провалов российской политики в отношениях с бывшими республиками, СССР (Грузия, Украина, Молдавия), в самый разгар кризиса власти в Киргизии, он был более категоричен: «Все разочарование – от избытка ожиданий. Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике, или в военной сфере, естественно этого не было, так как и быть не могло». Что свидетельствует о серьезном кризисе в Сообществе [9, С.58].

Все большее влияние набирают другие интеграционные группировки. Основой экономического сотрудничества, в частности, становиться Евразийское экономическое сообщество, организация, ставшая правопреемницей Таможенного союза. Эта организация было создана в октябре 2000 года, для эффективного продвижения процесса формирования государствами-участницами единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Одним из приоритетных направлений является обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов. В состав ЕврАзЭС входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, и три наблюдателя – Украина, Молдавия, и Армения.

В число основных задач Сообщества входят:

- завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого торгового регулирования;

- установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

- введение унифицированного порядка валютного регулирования и валютного контроля;

- создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

- разработка и реализация совместных программ социально-экономического развития;

- создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

- формирование общего энергетического рынка;

- сближение и гармонизация национального законодательства.

Россия играет ключевую роль в данной организации и оказывает огромное влияние на принятие решений организации. Это позволяет эффективно решать такие важные для страны вопросы как энергетика, трудовая миграция, проблемы транспорта и грузоперевозок, а также аграрно-промышленного комплекса. За счет снижения транзакционных издержек товары, произведенные на территории стран ЕврАзЭС, становятся более конкурентоспособными по сравнению с товарами третьих стран. Немалую роль также играет возможность использования имеющегося потенциала инновационных технологий и интеллектуальных ресурсов пяти государств Сообщества.

Своего рода прозападной альтернативой российскому влиянию в СНГ считается организация ГУАМ, созданная в октябре 1997, названная по первым буквам названий её участников – Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия. Однако ГУАМ практически бездействует с момента подписания Устава в 2001 году.

2 декабря 2005 было объявлено о создании так называемого Сообщества демократического выбора, в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».

Ещё один интеграционный проект – Единое экономическое пространство (Белоруссия, Казахстан, Украина, Россия). Договоренность о перспективе создания пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут едиными, достигнута 23 февраля 2003, но создание отложено на неопределенный срок, прежде всего, вследствие политической ситуации на Украине [19, С.34-38].

Говоря об интеграции на постсоветском пространстве, нельзя не упомянуть такое объединение как Шанхайская организация сотрудничества. Это субрегиональная организация, в которую входят 6 государств – Россия, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, и Узбекистан. Изначально организация зарождалась как совещательный орган в вопросах военного и силового сотрудничества (1996), но с течением времени, она эволюционировала в более разностороннюю структуру. 14-15 июня 2001 в Шанхае было объявлено о создании ШОС, и принятие Декларации, где в качестве основных целей провозглашались поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Средней Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, образовательной, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях.

Международный потенциал этой организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом входящих в него стран, но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных держав и постоянных членов СБ ООН – России и Китая. Влияние ШОС на мировой арене постоянно растет, а деятельность способствует существенному ослаблению влияния США в регионе, и созданию многополярного мира, что вполне отвечает интересам России.

Следует отметить, что практически во всех перечисленных группировках, а также в ряде других, Россия фактически занимает ведущее место, выступая в качестве лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем.). Все существующие интеграционные формы являются естественным следствием процессов последних лет и призваны способствовать развитию входящих в них государств и, прежде всего России.

Особенности различных интеграционных групп должны учитываться в процессе формирования единой линии во внешней политике государства. Наиболее вероятное развитие событий сегодня – дальнейшее ослабление роли СНГ и переориентация состоящих в нем государств на новые центры влияния. В процессе этого, Россия должна максимально упрочить свое положение на мировой арене и оптимально адаптироваться к новым формам международной интеграции [9, С.59-62].
3.2 Россия и перспективы развития в многополярном мире
Ни для кого не секрет, что после развала Советского союза, позиции России в мире серьезно пошатнулись. Наша страна перестала быть одним из мировых полюсов и оказалась серьезно отброшенной назад в своем развитии. Смена политического режима уже сама по себе несет очень серьезные перемены в жизни страны. На первом этапе развития в новых условиях это добавляет определенные трудности во все сферы человеческой жизнедеятельности. А если посмотреть, как проходила эта смена в нашей стране, вспомнить последние 10 лет жизни уже нового государства России, то становится понятным, в чем причина столь серьезного отставания от передовых держав.

На данный момент в экономическом плане, на мировом рынке Россия играет роль преимущественно поставщика сырья. Мы постепенно превращаемся в сырьевой придаток развитых стран, и совсем не удивительно, что они стремятся сохранить это положение. Нашей целью на данном этапе развития будет изменение этой ситуации. Если Россия хочет стать одним из мировых лидеров, то она должна повсеместно укреплять свою экономическую независимость, и ключевым образом изменить свою роль на мировых рынках.

Куда может двигаться наша страна, какие отрасли наиболее перспективны на данный момент? Во-первых, конечно же следует разобраться с тем, что мы имеем сейчас. Мы не сможем оказаться от добычи ресурсов, которая сейчас играет чрезвычайную роль в экономике страны, как не сможем даже снизить объемы этой добычи, но мы можем развивать отрасли связанные с обработкой ресурсов. Если поставлять на рынок не простое сырье, а уже готовую продукцию, это будет намного выгодней и это понятно всем. Не стоит даже перечислять все выгоды от этого, но чтобы поднять нашу обрабатывающую промышленность, прежде всего химическую, на должный уровень нужны огромные инвестиции, и эта проблема должна решаться нашим правительством [6, С.24].

Во-вторых, необходимо развивать науку и наукоемкие, передовые технологии. Сейчас лидерство в этой отрасли, бесспорно, принадлежит США, но мы обладаем прекрасным потенциалом. Наши ученые, при должном к ним обращении, способны быстро выйти на передовые позиции во всех отраслях. Мы, как говорится, берем не количеством, а качеством. Наша система подготовки научных кадров, в сочетании с определенными национальными чертами русского характера, такими как неординарность мышления, живой творческий ум, способность мыслить в совершенно непредсказуемых направлениях, дают нам лучших в мире ученых. Именно лучших в мире, ведь согласитесь не просто так практически во всех странах, стараются заполучить наших специалистов. Да половина всех открытий, сделанных за рубежом, все равно сделаны выходцами из нашей страны! Обидно, что такие замечательные, талантливые люди покидают свою Родину, необходимо менять, серьезно менять отношение к науке, создавать климат, при котором утечку мозгов можно будет остановить. Именно высокие технологии могут сделать нас лидерами на мировом рынке. За ними будущее и это понятно всем.

В общем, повсеместное развитие экономики, и укрепление, и стабилизация внутренней страны могут дать нам надежду на светлое будущее. Трудно переоценить всю сложность сложившейся ситуации. Европа пытается законсервировать нас в роли поставщика дешевого сырья, Америка окончательно утвердить свое мировое господство, Китай всё чаще смотрит на наш, по его меркам (что такое для Китая 20 миллионов), совсем свободный Восток.

Поэтому необходима правильная политика, отвечающая национальным интересам. В условиях глобализации и всеобщей, всесторонней интеграции, нам есть, что противопоставить другим. Мы вполне можем создавать конкурентно способные товары, которые будут пользоваться спросом на мировом рынке. У нас есть все ресурсы для хорошего развития, как природные так и людские, хорошее геополитическое положение. В духовном плане, наверное, нет нации сильней нас. В общем, у России мощный потенциал которым нужно просто грамотно воспользоваться, а вот этого как раз, к сожалению, пока и не хватает.

Нужно приостановить экономическую и культурную экспансию, стабилизировать ситуацию в России, решить, прежде всего, внутренние проблемы главной из которых можно назвать демографическую. Население страны катастрофически падает. Деревни и малые города вымирают, в них уже при всем желании нельзя разместить какое-либо производство. Это уже не просто экономически не выгодно, а невозможно в следствие отсутствия населения. Возьмем типичный маленький русский городок с населением в 15 тыс. человек. Градообразующее предприятие давно развалилось, из 15 тыс. человек 3 тыс. дети, и 6 тыс. старики. При всем желании здесь уже ничего не создать, город вымирает – вот, что сейчас происходит в стране. Ещё хуже положение в деревнях. Мы уже просто физически не можем контролировать всю территорию, нам не хватает людей. В Восточной части России, которая по размерам равна Китаю или Европе проживает чуть более 20 миллионов человек. На фоне отрицательного прироста населения это ли ни катастрофа? Вот проблема, которую надо решать в первую очередь, ведь если через 50 лет просто не будет русской нации как таковой, стоит ли сейчас переживать из-за дальнейшего развития?

К сожалению, нашему правительству не хватает некого стратегического мышления, создается впечатление, что они живут лишь сегодняшним днем. Необходимо срочно предпринимать меры во всех сферах жизнедеятельности: и в экономике, и в политике и социальной, духовной сферах. Необходимо регламентировать инвестиции, дабы контролировать иностранное вмешательство в экономику страны, сохранить экономическую независимость, пересмотреть налоговую систему, свой бюджет больше ориентировать на развитие новых производств, использовать, наконец, стабилизационный фонд, инвестировав его в свою экономику. В социальной сфере необходимо взять под контроль СМИ, так как именно СМИ сейчас играет все большую и большую роль в становлении человеческого сознания. Активно использовать СМИ для воспитания людей. Провести реформы направленные на исправление демографической ситуации и т. д. Работы много, надо только её делать [12, С.161].

Несомненно, что России занимает и будет занимать важную роль в формировании и развитии мирового сообщества. Российский потенциал огромен, как в позитивном, так и в негативном смысле. С этой точки зрения выбор экономически развитых стран невелик – или новая политика вовлечения, или новое сдерживание России.

Представляется, что вторая альтернатива – это путь назад к политики «мирного существования» времен холодной войны, которая не отвечает на современные требования международной безопасности, развития мировой экономики и глобализации в целом. Да и Росси, если она вдруг станет на путь самоизоляции и применения безнадежно устаревших и неэффективных форм государственного, экономического и общественного бытия, вряд ли сохранит шансы быть по настоящему современной, а значит - сильной и влиятельной мировой державой.

Будем думать, для России ещё есть будущее. Ведь у нас есть такие замечательные люди, так не похожие на другие нации, настоящие, сильные, способные все перенести, люди, живущие для своей страны, любящие её, и свой народ. И страна наша будет жить, и развиваться несмотря ни на какие трудности.
Заключение

В ходе выполнения работы была раскрыта сущность международной экономической интеграции, влияние интеграции на развитие мирового сообщества, а также определено место России в условиях международной экономической интеграции.

Было выражено достаточно емкое и точное определение международной экономической интеграции. Международная экономическая интеграция представляет собой процесс объединения национальных хозяйств в единую экономическую систему, обеспечивающую их совместное и согласованное развитие. По существу речь идет о превращении экономик отдельных государств в единый многонациональный хозяйственный комплекс при сохранении их национально-государственной обособленности.

Говоря об основных особенностях международной экономической интеграции, следует выделить ее связь с переходом международного разделения труда с макроуровня на микроуровень. Речь идет о такой интернационализации хозяйственной жизни, при которой не национальная экономика, специализирующаяся на производстве отдельных товаров, предстает как субъект международного разделения труда, а отдельные предприятия той или иной страны. Они специализируются на производстве отдельных товаров, и в итоге товар становится продуктом труда предприятий различных стран. Ясно, что такие предприятия без международных связей существовать не могут.

Проанализировано современное положение России в международных группировках. Следует отметить, что практически во всех группировках Россия фактически занимает ведущее место, выступая в качестве лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем.). Все существующие интеграционные формы являются естественным следствием процессов последних лет и призваны способствовать развитию входящих в них государств и, прежде всего России. Особенности различных интеграционных групп должны учитываться в процессе формирования единой линии во внешней политике государства. Наиболее вероятное развитие событий сегодня – дальнейшее ослабление роли СНГ и переориентация состоящих в нем государств на новые центры влияния. В процессе этого, Россия должна максимально упрочить свое положение на мировой арене и оптимально адаптироваться к новым формам международной интеграции.

Россия должна занять достойное место в числе мировых лидеров. Для этого нам необходима грамотная политика государства, направленная, прежде всего, на решение внутренних задач. Мы должны добиться экономической стабильности, решить демографическую проблему, укрепить государственность и суверенитет, а также занять выгодное положение в системе международного разделения труда, опираясь не на сырьё, а на науку и передовые технологии. В общем, необходимо грамотное руководство страной, которой сможет воспользоваться всем тем потенциалом, которым обладает Россия. У нас есть прекрасные шансы добиться если не лидерства, то, как минимум, роли одного из новых полюсов.

Международная экономическая интеграция имеет разноскоростной уровень развития. Отнюдь не случайно интеграционные процессы обретают в начале XXI в. столь стремительный темп. Небывалый технологический прогресс, коренные изменения политической карты мира, нарастание все новых и сложных противоречий социально-культурного бытия народов разных континентов, нерешенность многих задач, оставшихся в наследие от прошлого, поставили мировое сообщество перед решением целого комплекса проблем, касающихся выживания человека и природы.

Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса.


Европа шла к своему экономическому союзу полвека. Многие годы формировалась зона свободной торговли в Северной Америке. Не в одночасье возникли мировые интеграционные объединения в Азии и Латинской Америке. Но и по сей день, они вынуждены сообща преодолевать множество противоречий, чтобы шаг за шагом продвигаться к общим геостратегическим ориентирам.

Такого времени в запасе у России нет. Мы живем в третьем тысячелетии, сейчас у России есть уникальная возможность обретения своего достойного места в мире. Критическое осмысление прожитых нами вместе лет, взаимные терпимость и доверие, совместное стремление к взаимоприемлемым решениям позволяют с оптимизмом смотреть в будущее, хотя бы потому, что любой иной путь - это возвращение в прошлое, это путь в никуда.

Стоит так же акцентировать внимание на том, что ближайшие годы будут переломными в истории человечества. Мы дошли до такого уровня развития, когда в результате крупномасштабного конфликта можем уничтожить всю планету, но если в дальнейшем человечество будет двигаться правильным путем, то перед ним откроются самые радужные перспективы.
Список использованных источников и литературы.

12. Валютная система золотомонетного стандарта и неполных форм золотого стандарта.

Мировая экономика не может существовать без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Валютный рынок представляет собой официальный финансовый центр, где сосредоточена купля - продажа валют и ценных бумаг в валюте на основе спроса и предложения на них.

С функциональной точки зрения валютный рынок обеспечивает своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли их участниками в виде разницы курсов валют. Валютная интервенция - это целевые операции по купле-продаже иностранной валюты для ограничения динамики курса национальной валюты определенными пределами его повышения или понижения.

С институциональной точки зрени я валютный рынок представляет собой совокупность банков, валютных бирж и других финансовых институтов.

С организационно-технической точки зрения валютный рынок - это совокупность

телеграфных, телефонных, телексных, электронных и прочих коммуникационных систем, связывающих в единую систему банки разных стран, осуществляющих международные расчеты, кредитные и другие валютные операции.

По сфере распространения валютный рынок подразделяется на международный и внутренний рынки.

Как международный, так и внутренний рынок состоит из ряда региональных рынков, которые образуются финансовыми центрами (банками, биржами) в отдельных регионах мира или данной страны.

Международный рынок охватывает валютные рынки всех стран мира. Под ними понимается цепь тесно связанных между собой системой кабельных и спутниковых коммуникаций мировых региональных валютных рынков. Между ними существует перелив средств в зависимости от текущей информации и прогнозов ведущих участников рынка относительно возможного положения отдельных валют. В настоящее время можно выделить Азиатский (с центрами в Токио, Гонконге, Сингапуре, Мельбурне), Европейский (Лондон, Франкфурт на Майне, Цюрих), Американский (Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес) рынки. В связи с расположением мировых региональных валютных

рынков в различных часовых поясах можно сказать, что международный валютный рынок работает круглосуточно. На мировых региональных рынках обычно котируются не все валюты, а только наиболее употребляемые участниками данного рынка, т.е. местные денежные единицы и ряд ведущих свободно конвертируемых валют, прежде всего резервных валют. При этом, естественно» в результате разницы во времени курсы ведущих (т.е. резервных) валют, котирующихся на различных рынках или на одном и том же рынке, в разное время несколько отличаются при сохранении общих тенденций. Вступление Российской Федерации в апреле 1992 г. в Международный валютный фонд (МВФ) свидетельствует о том, что Россия вышла на международный валютный рынок.

Международная валютная система - мировая денежная система всех стран, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы и осуществляется международный платежный оборот. Иначе говоря, международная валютная система представляет собой определенный набор международных платежных средств (свободно конвертируемые валюты, международные коллективные валюты); режим обмена валют, включая валютные курсы и валютные паритеты; условия конвертируемости; механизм обеспечения валютно-платежными средствами международного оборота; регламентацию и унификацию форм международных расчетов; режим международных рынков валюты и золота; статус межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения; сеть международных и национальных банковских учреждений, осуществляющих международные расчетные и кредитные операции, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Конечная цель функционирования международной валютной системы заключается в обеспечении эффективности международной торговли товарами и услугами и в достижении обоюдной выгоды участников внешнеэкономической деятельности. Это накладывает довольно высокие требования к международной валютной системе. Поэтому эта система в своем развитии прошла следующие этапы.

I. Парижская валютная система (1816 - 1914 гг.).

В основу её был положен золотомонетный стандарт, т.е. собственная (т.е. классическая) форма золотого стандарта, связанная с использованием золота и золотых монет в качестве денежного товара. Действовал с 181б г. (впервые был официально введен в Великобритании) по 1914 г. Был положен в основу Парижской валютной системы (1867 г.). Характерными признаками золотомонетного стандарта являются: исчисление цен товаров в золоте, обращение золотых монет и их неограниченная чеканка государственными монетными дворами для любых владельцев; свободный обмен кредитных денег на золотые монеты по номиналу; отсутствие ограничений на ввоз и вывоз золота; обращение на внутреннем рынке наряду с золотыми монетами и банкнотами неполноценной разменной монеты и государственных бумажных денег с принудительным курсом.

II. Генуэзская валютная система (1922 - 1944 гг.).

В её основу был положен золото-девизный стандарт, т.е. урезанная форма золотого стандарта, предусматривающая обмен кредитных денег на девизы в валютах стран золотослиткового стандарта и затем на золото. При золото-девизном стандарте валюты одних стран ставились в зависимость от валют других стран, обесценение которых вызывало неустойчивость подчиненных валют. Действовал с 1922 по 1971 г. г.

13. Бреттон – Вудская валютная система (III)(1944 - 1976 гг.).

В Бреттонвудской валютной системе (1944 г.) сохранялось некоторое подобие золото девизного стандарта, особенность которого состояла в том,что это был, во- первых, золото-девизный стандарт только для центральных банков, а во-вторых, при этом только доллар США.(т.е. только одна единственная валюта) обменивался на золото. По существу, это был золотодолларовый стандарт. В Бреттонвудской валютной системе сочетался стихийно- втоматический характер межгосударственных расчетов с усилением их государственного и межгосударственного регулирования.

Основные принципы этой валютной системы заключались в следующем:

1. Сохранение функций мировых денег за золотом при одновременном использовании в качестве международных платежных и резервных валют национальных денежных единиц (прежде всего доллара США).

2. Обязательность для страны резервной валюты обмена ее на золото иностранными правительственными учреждениями и центральным банком по официальному курсу (35 дол. США за тройскую унцию).

3. Взаимное приравнивание и обмен валют на основе согласованных с МВФ, выражаемых в золоте и долларах США валютных паритетов, которые должны быть стандартными.

4. Жесткая привязка валют к доллару (допустимое отклонение рыночных валютных курсов - не более 1%). Межгосударственное регулирование валютных отношений и контроль за ними осуществлял МВФ, который имел право предоставить для преодоления временных трудностей, возникавших из-за несбалансированности взаимных обязательств, кратко- и среднесрочные кредиты на льготных условиях.

Бреттонвудская валютнаясистема представляла собой валютный механизм, ставивший доллар США в привилегированное положение в международных платежах. В 1969 г. МВФ были введены для расчетов «Специальные права заимствования» (СДР) и золото-девизный стандарт был заменен стандартом СДР. В августе 1971 г.правительство США официально прекратило продажу золотых слитков на доллары.

14. Ямайская валютная система (IV)(с 1976 г. - по настоящее время).

В январе 1976 г. соглашением стран - членов МВФ на конференции в Кингстоне (Ямайка) было проведено второе изменение Устава МВФ. Этим соглашением был пересмотрен статус золота и введены плавающие валютные курсы.

Основными принципами Ямайской валютной системы являются следующие:

- переход от золото - девизного стандарта к мультивалютному рыночном стандарту. Был официально введен стандарт СДР (Special Drawing Rights - специальные права заимствования). СДР был объявлен базой валютной системы и основой валютных паритетов. СДР относится к международным коллективным валютам и используется для безналичных межправительственных расчетов стран - членов Международного валютного фонда путем записей на специальных счетах. Другими словами, СДР не имеет материальной формы, а является валютой записи. Курс СДР определяется на основе валютной корзины.

Валютная корзина - это метод соизмерения средневзвешенного курса коллективной

валюты по отношению к определенному набору других национальных валют. Количество

валют в наборе, их состав и размер валютных компонентов, т.е. количество единиц каждой валюты в наборе, устанавливаются произвольно. Валютная корзина СДР включает доллар США, евро, английский фунт стерлингов, японскую иену. В среднем в 2001 г. 1СДР приравнивался к 1,3814 дол.

С созданием Ямайской системы юридически завершена демонетизация золота, которая выражалась в том, что отменена официальная фиксированная цена на золото, введен плавающий рыночный курс золота, который определялся на биржевых торгах, отменены золотые паритеты, прекращен обмен долларов на золото. Демонетизация золота - это превращение золота из финансового актива в товар, который больше не используется как средство платежа между центральными банками стран, а переходит в сферу товарного обращения (например, экспортируется).

В Европе создан Европейский Союз, функционирует Европейская валютная система.

Европейская валютная система является международной региональной валютной системой. Она представляет собой подсистему Ямайской мировой валютной системы.

15. Обменный курс валюты. Факторы, определяющие курсы валют в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Национальные денежные единицы, используемые в международных расчетах, принято называть валютами. В процессе международных сделок валюты различных стран сопоставляются при помощи валютного курса, который представляет собой цену одной валюты, выраженную в другой валюте. Валютные курсы определяются в процессе котировок, которые подразделяются на прямые и обратные (косвенные). В случае недостаточно активного обмена валют двух стран соотношение между ними выводится с помощью валюты третьей страны, широко используемой в международных расчетах. Обменный курс, рассчитанный таким способом, называется кросс-курсом. В практике международного обмена используется также обменный курс национальной валюты по отношению к валютной корзине. Такой курс характеризуется гораздо большей стабильностью, чем курс любой отдельно взятой валюты, входящей в корзину.

Двумя альтернативными режимами установления валютного курса являются фиксированный и плавающий. В процессе эволюции мировой денежной системы произошел переход от фиксированных к плавающим курсам. В настоящее время каждая страна самостоятельно выбирает режим установления обменных курсов.

По этому признаку Международный валютный фонд относит валюты к одной из следующих трех категорий: 1. Привязанные к одной или ряду валют. 2. С ограниченной гибкостью. 3. Повышенной гибкости.

16. Паритет покупательной способности, факторы его определяющие. Курс валюты по паритету покупательной способности.

Закон единой цены проявляется на товарном и валютном рынках в форме паритетов покупательной способности и процентного. На товарном рынке в соответствии с законом единой цены любой торгуемый товар должен продаваться в разных странах по одной и той же цене, выраженной в единой валюте. Расширение этого закона до уровня всех товарных цен в экономике называется паритетом покупательной способности. На валютном рынке принцип паритета процентных ставок утверждает равенство доходности всех депозитов, выраженных в единой валюте.

Принцип паритета покупательной способности выражает долговременную связь валютных курсов и инфляции. Абсолютная форма паритета покупательной способности увязывает национальные уровни цен, исчисленные на основе потребительских корзин отдельных стран, с валютным курсом. В соответствии с относительной формой паритета изменение валютного курса равно разнице в темпах инфляции двух стран. Теории валютных курсов, основанные на международной торговле и паритете покупательной способности являются традиционными и применяются для объяснения динамики валютных курсов в длительном периоде.

17. Международный валютный фонд: структура управления, цели деятельности, виды финансовой поддержки правительств стран мира. Международный валютный фонд и его отношения с Россией.

Международный валютный фонд (МВФ) — одна из ведущих международных финансово-кредитных организаций. Фонд учрежден в 1944 г., реально он начал функционировать в 1946 г. Местопребывание - Вашингтон (США). В МВФ входят 182 страны, в том числе Россия (с 1 июля 1992 г.). В Бреттон-Вудсе (США, 1944 г.) СССР принимал участие в выработке Устава МВФ, но “холодная война” помешала ему подписать соглашение о создании Фонда. В 1997 г. ресурсы МВФ были увеличены до 28,8 млрд. долл. Они формируются за счет взносов стран — членов Фонда.

Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом свободно конвертируемой валюты (СКВ) на национальную валюту страны-должника, а погашается кредит посредством выкупа

национальной валюты заемщиком за СКВ или СДР. СДР - международные платежные и -резервные средства, выпускаемые МВФ и используемые для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ. Базой кредитных сумм является квота уставного Фонда МВФ, которая приходится на страну — члена организации. Так, квота России составляет 2,99% (4,3 млрд. СДР). Для сравнения, квота США равняется 18,2% (26,5

млрд. СДР).

Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны- члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции. Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, страна обязуется проводить экономическую политику, в результате которой она накопит валютные резервы и, следовательно,

сможет погашать долги частным кредиторам.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем), назначенных на пять лет; он собирается один раз в год. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.)

Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими из других стран с соблюдением принципов регионального представительства. Среди исполнительных директоров представлена и Россия. Назначение и выборы производятся один раз в два года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю. Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции — это представитель Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует на заседаниях Директората (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

Правительство России приняло решение увеличить число своих голосов до 3%, что потребует внесения в бюджет МВФ дополнительных валютных средств, зато и сумма, на которую может претендовать наша страна, увеличится до 8 млрд. долл. Общий бюджет фонда в последние годы ХХ столетия составлял более 200 млрд. долл. Последний официальный займ Россия должна была получить в 1998 г. Кроме 13,8 млрд. долл. для России, было решено выделить займы Южной Корее (15,2 млрд. долл.), Мексике (9,1 млрд долл.), Аргентине (4,1 млрд. долл.), Индонезии (2,2 млрд. долл.). Россия свой кредит так и не получила, а потом вообще отказалась от займов у МВФ. Председатель Правительства РФ М. Касьянов в одном из интервью весной 2001 года заявил, что

необходимости брать кредиты у Международного валютного фонда у нашей страны нет и в ближайшие годы не возникнет.

18. Международный банк реконструкции и развития: цели деятельности, условия кредитования, отношения с Россией.

Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся странам. В эту группу входят:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - главная составляющая группы Всемирного банка. Основан в 1945 г. и сосредотачивает свои усилия на предоставлении кредитов относительно богатым развивающимся странам. Часто этот банк называют Всемирным.

2. Международная ассоциация развития (МАР). Образована в 1960 г. Осуществляет предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся государствам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.

3. Международная финансовая корпорация (МФК). Основана в 1956 г. Занимается содействием экономическому росту развивающихся стран путем оказания поддержки частному сектору.

4. Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Создано в 1988 г. Осуществляет поощрение иностранных инвестиций в развивающихся государствах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых

некоммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Основан в 1966 г. Осуществляет содействие потокаммеждународных инвестиций путем предоставления услуг по

арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования, располагает информацией об

инвестиционном законодательстве различных стран.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), как уже отмечалось, часто называют Всемирным банком. Его местопребывание - Вашингтон (США). В настоящее время он объединяет более 180 стран мира. Уставный капитал составляет 142 млрд. долл. Страны оплачивают

20% своих квот в уставном капитале, причем 2% — в конвертируемой валюте, а 18% — в национальной валюте. Высший орган МБРР — Совет управляющих. Каждая страна — член банка представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне министра.

В настоящее время МБРР сконцентрировал свое внимание на оказании помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой, в том числе СНГ. Россия стала членом М БРР 16 июня 1992г. В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в периоды

кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Приоритетными для МБРР являются такие структурные преобразования, как либерализация внешней торговли, приватизация, реформы системы образования и

здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются кредиты по льготным, сильно

заниженным процентным ставкам. Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например, строительство дорог, мостов или электростанций. Программные кредиты призваны помочь

правительству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэкономических связей. В этом случае кредит — не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а средство общего финансирования государственного бюджета в соответствии с кардинальным изменением экономической политики.

Совет управляющих, как говорилось выше, состоит из назначаемых странами-членами управляющих (министров финансов или председателей центральных банков), каждый из них имеет заместителя. Срок полномочий управляющих составляет пять лет (возможно повторное назначение). Совет управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям, за исключением решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного капитала, прекращении деятельности МБРР и др. Решения

принимаются простым большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85% их. При голосовании в Совете управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в капитале банка (США имеют более 17% голосов, т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся государств. Квоты России и Украины составляют соответственно 1,8 и 0,8%).

Совместный комитет по развитию Всемирного банка и МВФ (24 члена), созданный в 1974 г. в качестве политического форума для предварительного обсуждения важных проблем в области сотрудничества по развитию, на основе собственных исследований и анализа средне- и долгосрочных перспектив развивающихся стран формирует рекомендации по распределению имеющихся в распоряжении МБРР ресурсов. В 1992—1998 гг. МБРР предоставил России кредиты на 11,4 млрд.

долл. под реализацию 41 проекта (по состоянию на конец 1998 г. освоено 5,4 млрд. долл.). В 1998 г. Россия стала крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За 1997-1998 финансовый год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл. (в мировом списке получателей Россия занимает пятое место).

В 1997 г. Россия впервые участвовала в сессии Всемирного банка и МВФ (в Гонконге) как полноправный член и заявила о своей прямой и полной заинтересованности в обсуждении мировых финансовых проблем. В августе 1998 г. на заседании Совета директоров Всемирного банка был

утвержден проект кредитования России на сумму 1,5 млрд. долл. Срок погашения — семь лет с трехлетним льготным периодом. Выделение кредита предусмотрено тремя траншами: 300 млн. долл. (немедленно), 500 (в декабре 1998 г.) и 700 млрд. долл. (в июне 1999 г.). Став членом МБРР, Россия вступила и в Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — третья влиятельная кредитная организация. Он был создан в 1991 г. (приступил к операциям в апреле 1991 г.) специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Местопребывание — Лондон (Великобритания). В ЕБРР входит 59 стран. Акционерный капитал составляет 10 млрд. евро, или 13 млрд. долл. (евро является официальной валютой банка, все его активы, обязательства и финансовые отчеты выражаются в евро) и разделен на 1 млн. акций номинальной стоимостью в 10 000 евро. Общая номинальная сумма оплачиваемых акций равна 4,3 млрд. долл., т.е. 30% первоначально разрешенного к выпуску акционерного капитала. Квота России в капитале ЕБРР — 40 тыс. акций, что позволяет ей иметь собственного директора в Совете директоров. Руководящими органами ЕБРР являются Совет управляющих и Совет директоров. Каждый член банка представлен в Совете управляющих и Совете директоров. ЕБРР —

универсальное учреждение и объединяет различные направления: предоставляет кредиты правительствам 25 стран и одновременно уделяет внимание поддержке частного сектора в этих странах. Россия является крупнейшим получателем помощи от ЕБРР. По планам банка в России намечено реализовать 109 проектов с его участием, причем 87 из них были подписаны до конца июля 1998 г. Объем средств, выделенных для финансирования уже утвержденных проектов, составляет 2,7 млрд. ЭКЮ (с 1999 г. — евро), или 27% всех обязательств ЕБРР. В России ЕБРР действует по следующим направлениям: укрепление мелкого бизнеса и новых частных предприятий; укрепление финансовой системы в России; создание возможностей для Доступа российских предприятий к инвестиционному капиталу (помимо кредитов); поддержка региональных банков и их клиентов; помощь в формировании в России венчурного (рисковою) капитала. Особая роль отведена программам финансирования внешнеторговых операций. ЕБРР взаимодействует со своей родственной организацией — МБРР, с Парижским и Лондон


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: