Цель и задачи: изучение основных тенденций развития литературы второй половины XX в., формирование навыка анализа художественного текста, умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности общественного развития страны 1970–1980-х гг. Возникновение застойных явлений в политике, экономике и идеологии.
2. Преследование инакомыслящих: разгром «Нового мира», исключение из Союза писателей, выдворение из страны.
3. Феномен «секретарской» литературы. Самиздат и тамиздат, их роль в ознакомлении читателей с новинками художественной литературы. Альманах «МетрОполь» и судьба его участников.
4. Новое мышление и литература конца 1980-х – начала 1990-х гг.
5. Распад СССР. Становление российской государственности.
6. Новые формы литературной жизни. Литературно-художественные журналы в новых экономических условиях. Литературные альманахи и сборники
7. Начало процесса воссоединения русской литературы двадцатого века. Снятие цензурных запретов. Феномен «возвращенной» литературы.
|
|
8. Своеобразие литературного процесса конца 1980-х – начала 1990-х гг.
9. Возрождение в литературе нереалистических тенденций. Понятие об андеграунде и «другой» прозе. Возникновение постмодернизма.
10. Стремление к синкретичности как характерная черта современного литературного творчества. Взаимодействие различных видов искусства.
11. Проникновение публицистического начала во все жанры и стили как отличительная особенность современной русской литературы в целом.
12. Дифференциация литературы после 1991 года.
Задания для самостоятельной работы по подготовке к практическому занятию:
Изучить рекомендуемые к семинару источники и литературу, подготовиться к работе по указанным вопросам.
Источники: 152, 169, 199, 209
Литература:
- обязательная: 1
- дополнительная: 3, 17, 25, 32, 62, 63
Практическое занятие по теме 6.4
Современный литературный процесс
Время: 2 часа