double arrow

Законы памяти.

Их всего семь.

1. Думайте. По словам немецкого писателя Г. Лихтен­берга, люди мало запоминают из прочитанного потому, что слишком мало думают сами. Поэтому непременно пытай­тесь во всем найти смысл. Не надо, зажав руками уши и впившись глазами в текст, повторять про себя строчку за строчкой. Эти титанические усилия не зачтутся, потому что тут важен не процесс, а результат. Последний будет гораз­до лучше, если вы постараетесь найти в тексте главную мысль, выделить ее аргументацию, отметить переход к сле­дующей — то есть поработаете в книге карандашом, сде­лаете конспект.

Учитесь не только отвечать на вопросы, но и задавать их. Попробуйте поспорить с автором, выдвигая при этом


свои аргументы, Если ответы на ваши возражения есть в книге — вы проконтролируете себя, если нет — постарай­тесь ответить сами, проверив заодно убедительность автор­ской позиции. Помните, что по сравнению с автором вы на­ходитесь в очень выгодном положении: можете в любой момент перебить его, задать вопрос, можете сколько угодно возвращаться и обсуждать одну и ту же мысль. Автору же остается все это терпеливо сносить и полагаться на достоинства своего изложения.

2. Интересуйтесь. Если речь идет не о досужем чтении, чтобы скоротать время в дороге, то, значит, прочитанное вам для чего-то нужно. Не упускайте из виду эту цель, ведь ваши труды — ради нее. Оцените, что даст полученная информация, и если польза действительно ожидается, то читать станет интереснее. Если же нет, то подумайте над словами английского философа Б. Стюарда: «Не читай ни­чего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применять».

Иначе говоря: чтобы пища шла впрок — ешь с аппетитом. Эта гастрономическая аналогия подводит нас к следующе­му закону:

3. «Ешьте слона по частям». Завтра экзамены, но вы настроены решительно, потому что впереди целый день и еще ночь. Отдавая должное вашим способностям, мы го­товы допустить, что к утру вы одолеете-таки учебник и да­же будете помнить его содержание примерно до обеда — ровно столько, чтобы успеть ответить на несколько вопро­сов экзаменатора. Но имейте в виду, что в книгу рекордов Гиннесса и к прочным знаниям ведут разные пути. Чтобы не сетовать потом на дырявую память, подумайте: почему, скажем, семь бед — один ответ? А не пять бед или десять? Почему прежде чем отрезать, надо семь раз отмерить, и с какой стати именно семеро одного не ждут? А еще были семь древнегреческих мудрецов, семь чудес света. Да и семидневная неделя вряд ли случайна...

Психологи раскрыли секрет «магической» семерки. Ока­зывается, таков средний объем нашей оперативной памя­ти — при одновременном восприятии она способна удер­жать в среднем семь объектов. Лиц, предметов, слов, фраз, параграфов — безразлично. Причем легче запоми­наются первый и последний элементы ряда. Недаром по­следнее слово в споре каждый старается оставить за собой: скорее всего в памяти останется именно оно, а не пред­шествующие долгие дебаты.

Если же порция для запоминания окажется больше этой


нормы, то на нее вы потратите гораздо больше времени, чем при посильной и ритмичной работе.

4. Будьте готовы. Всем известно, как не хочется ме­нять планы, если уж на что-то настроился. Определенного настроя на работу требует и книга. Причем не только на­строя, но и готовности к делу, которое во многом зависит от вашей эрудиции. Ведь новое легче укладывается на уже готовые полочки, прочнее держится благодаря связям с прежней информацией. Поразмышляйте о том, что вы знаете на предложенную тему; оцените, насколько новая информация пополнит ваши знания. К работе со сложным материалом полезно специально подготовиться; почитать на ту же тему что-то еще, может быть, более популярное.

5. Не топчите следы. Давно замечено, что лучший спо­соб забыть только что выученное — попытаться тут же за­помнить нечто похожее. Зная это, не учите физику после математики, а историю после литературы.

6. Оглянитесь вокруг. Это действенный способ борь­бы с забывчивостью. Представив обстановку, в которой происходило событие, вы сможете припомнить и его, пото­му что одновременные впечатления имеют свойство вызы­вать друг друга. Например, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, впоследствии помогает вспом­нить и повод, по которому он появился.

7. Учите от А до Я. Смысл этого закона в том, что вся ин­формация должна восприниматься как законченное целое, а не разрозненные осколки неизвестно чего. Если вы нач­нете заучивать стихотворение по частям, то потом у доски после каждой строфы будете долго вспоминать начало сле­дующей. Учите все сразу. Такой принцип поможет потом быстро восстановить в памяти нужное. Для этого начните вспоминать сначала.

Этот закон не противоречит третьему, как может пока­заться. Надо лишь укрупнить исходные информационные единицы, разбив их затем на более мелкие группы. Но не старайтесь быстренько разделаться с большим материалом, ничего из этого не выйдет. Лучше повторять его в течение нескольких дней, чем в погоне за скорым результатом за­быть все на следующее утро.

Речь у нас идет в основном о произвольном запоми­нании, т. е. когда надо что-то выучить. Но не следует пре­небрегать и непроизвольным. Оно срабатывает, если со­бытия были связаны с яркими впечатлениями, интересны. Значит, надо сделать их такими. Вместо унылого разгляды­вания географической карты можно превратить знакомст-


во с материками в увлекательную игру. Скажем, проложить маршрут кругосветного путешествия, соблюдая при этом определенные условия — например, посетить как можно больше стран, максимально приблизить маршрут к пря­мой, держаться поближе к суше и т. п. Заодно можно ис­пользовать карту и для тренировки внимания: посмотрев несколько секунд на какой-то район, постарайтесь вспом­нить как можно больше деталей. То есть попробуйте со­единить учебу с игрой.

При этом полезно помнить принцип, которым руковод­ствовался в учебе один малолетний вундеркинд:

Чтобы что-нибудь узнать, надо что-нибудь придумать, Чтобы что-нибудь придумать, надо что-нибудь узнать.

Хобби — отличный способ убедиться в возможностях собственной памяти, сочетая приятное с полезным. Немало коллекционеров — например филателистов, нумизма­тов — отличаются солидной эрудицией в истории, а люби­тель собирать гербарии наверняка не будет «плавать» в ботанике. Большинство знаний они усваивают, что называ­ется, играючи.

Прежде чем говорить о приемах запоминания, условим­ся о том, чего запоминать не надо.

Во-первых, не старайтесь тренировать память на запо­минании телефонов многочисленных приятелей или другой столь же полезной информации. Заведите лучше записную книжку — ведь давно сказано, что самые плохие чернила лучше самой хорошей памяти. Это следует делать и по при­чине, о которой упомянула М. Шагинян: «Я ничего не хра­ню в памяти. Мне хочется, чтобы моя память всегда была чистой доской — «табула раза». Я все складываю в днев­ник, и память моя всегда рвется навстречу свежему впечат­лению, голодная, как в молодости».

Во-вторых, не напрягайте память понапрасну, пытаясь вспомнить, куда вы сунули авторучку. Она, как и любая дру­гая вещь, должна быть на своем месте. Если же у нее тако­го места нет — об этом и подумайте. Но, предположим, младший брат не дает возможности уследить за переме­щениями по квартире какой-нибудь мелочи вроде ласти­ка. Что ж, заведите еще один, а то и два, — может, это сэкономит ваше время.

Если хотите что-то осмысленно запомнить, постарай­тесь для начала четко осознать:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: