Их всего семь.
1. Думайте. По словам немецкого писателя Г. Лихтенберга, люди мало запоминают из прочитанного потому, что слишком мало думают сами. Поэтому непременно пытайтесь во всем найти смысл. Не надо, зажав руками уши и впившись глазами в текст, повторять про себя строчку за строчкой. Эти титанические усилия не зачтутся, потому что тут важен не процесс, а результат. Последний будет гораздо лучше, если вы постараетесь найти в тексте главную мысль, выделить ее аргументацию, отметить переход к следующей — то есть поработаете в книге карандашом, сделаете конспект.
Учитесь не только отвечать на вопросы, но и задавать их. Попробуйте поспорить с автором, выдвигая при этом
свои аргументы, Если ответы на ваши возражения есть в книге — вы проконтролируете себя, если нет — постарайтесь ответить сами, проверив заодно убедительность авторской позиции. Помните, что по сравнению с автором вы находитесь в очень выгодном положении: можете в любой момент перебить его, задать вопрос, можете сколько угодно возвращаться и обсуждать одну и ту же мысль. Автору же остается все это терпеливо сносить и полагаться на достоинства своего изложения.
|
|
2. Интересуйтесь. Если речь идет не о досужем чтении, чтобы скоротать время в дороге, то, значит, прочитанное вам для чего-то нужно. Не упускайте из виду эту цель, ведь ваши труды — ради нее. Оцените, что даст полученная информация, и если польза действительно ожидается, то читать станет интереснее. Если же нет, то подумайте над словами английского философа Б. Стюарда: «Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применять».
Иначе говоря: чтобы пища шла впрок — ешь с аппетитом. Эта гастрономическая аналогия подводит нас к следующему закону:
3. «Ешьте слона по частям». Завтра экзамены, но вы настроены решительно, потому что впереди целый день и еще ночь. Отдавая должное вашим способностям, мы готовы допустить, что к утру вы одолеете-таки учебник и даже будете помнить его содержание примерно до обеда — ровно столько, чтобы успеть ответить на несколько вопросов экзаменатора. Но имейте в виду, что в книгу рекордов Гиннесса и к прочным знаниям ведут разные пути. Чтобы не сетовать потом на дырявую память, подумайте: почему, скажем, семь бед — один ответ? А не пять бед или десять? Почему прежде чем отрезать, надо семь раз отмерить, и с какой стати именно семеро одного не ждут? А еще были семь древнегреческих мудрецов, семь чудес света. Да и семидневная неделя вряд ли случайна...
Психологи раскрыли секрет «магической» семерки. Оказывается, таков средний объем нашей оперативной памяти — при одновременном восприятии она способна удержать в среднем семь объектов. Лиц, предметов, слов, фраз, параграфов — безразлично. Причем легче запоминаются первый и последний элементы ряда. Недаром последнее слово в споре каждый старается оставить за собой: скорее всего в памяти останется именно оно, а не предшествующие долгие дебаты.
|
|
Если же порция для запоминания окажется больше этой
нормы, то на нее вы потратите гораздо больше времени, чем при посильной и ритмичной работе.
4. Будьте готовы. Всем известно, как не хочется менять планы, если уж на что-то настроился. Определенного настроя на работу требует и книга. Причем не только настроя, но и готовности к делу, которое во многом зависит от вашей эрудиции. Ведь новое легче укладывается на уже готовые полочки, прочнее держится благодаря связям с прежней информацией. Поразмышляйте о том, что вы знаете на предложенную тему; оцените, насколько новая информация пополнит ваши знания. К работе со сложным материалом полезно специально подготовиться; почитать на ту же тему что-то еще, может быть, более популярное.
5. Не топчите следы. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное — попытаться тут же запомнить нечто похожее. Зная это, не учите физику после математики, а историю после литературы.
6. Оглянитесь вокруг. Это действенный способ борьбы с забывчивостью. Представив обстановку, в которой происходило событие, вы сможете припомнить и его, потому что одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга. Например, узелок на память, завязанный в определенной ситуации, впоследствии помогает вспомнить и повод, по которому он появился.
7. Учите от А до Я. Смысл этого закона в том, что вся информация должна восприниматься как законченное целое, а не разрозненные осколки неизвестно чего. Если вы начнете заучивать стихотворение по частям, то потом у доски после каждой строфы будете долго вспоминать начало следующей. Учите все сразу. Такой принцип поможет потом быстро восстановить в памяти нужное. Для этого начните вспоминать сначала.
Этот закон не противоречит третьему, как может показаться. Надо лишь укрупнить исходные информационные единицы, разбив их затем на более мелкие группы. Но не старайтесь быстренько разделаться с большим материалом, ничего из этого не выйдет. Лучше повторять его в течение нескольких дней, чем в погоне за скорым результатом забыть все на следующее утро.
Речь у нас идет в основном о произвольном запоминании, т. е. когда надо что-то выучить. Но не следует пренебрегать и непроизвольным. Оно срабатывает, если события были связаны с яркими впечатлениями, интересны. Значит, надо сделать их такими. Вместо унылого разглядывания географической карты можно превратить знакомст-
во с материками в увлекательную игру. Скажем, проложить маршрут кругосветного путешествия, соблюдая при этом определенные условия — например, посетить как можно больше стран, максимально приблизить маршрут к прямой, держаться поближе к суше и т. п. Заодно можно использовать карту и для тренировки внимания: посмотрев несколько секунд на какой-то район, постарайтесь вспомнить как можно больше деталей. То есть попробуйте соединить учебу с игрой.
При этом полезно помнить принцип, которым руководствовался в учебе один малолетний вундеркинд:
Чтобы что-нибудь узнать, надо что-нибудь придумать, Чтобы что-нибудь придумать, надо что-нибудь узнать.
Хобби — отличный способ убедиться в возможностях собственной памяти, сочетая приятное с полезным. Немало коллекционеров — например филателистов, нумизматов — отличаются солидной эрудицией в истории, а любитель собирать гербарии наверняка не будет «плавать» в ботанике. Большинство знаний они усваивают, что называется, играючи.
|
|
Прежде чем говорить о приемах запоминания, условимся о том, чего запоминать не надо.
Во-первых, не старайтесь тренировать память на запоминании телефонов многочисленных приятелей или другой столь же полезной информации. Заведите лучше записную книжку — ведь давно сказано, что самые плохие чернила лучше самой хорошей памяти. Это следует делать и по причине, о которой упомянула М. Шагинян: «Я ничего не храню в памяти. Мне хочется, чтобы моя память всегда была чистой доской — «табула раза». Я все складываю в дневник, и память моя всегда рвется навстречу свежему впечатлению, голодная, как в молодости».
Во-вторых, не напрягайте память понапрасну, пытаясь вспомнить, куда вы сунули авторучку. Она, как и любая другая вещь, должна быть на своем месте. Если же у нее такого места нет — об этом и подумайте. Но, предположим, младший брат не дает возможности уследить за перемещениями по квартире какой-нибудь мелочи вроде ластика. Что ж, заведите еще один, а то и два, — может, это сэкономит ваше время.
Если хотите что-то осмысленно запомнить, постарайтесь для начала четко осознать: