Теперь познакомимся с наиболее известными приемами запоминания.
1. Прогноз. Что будет, если вы не запомните нужного? Сорвется важная встреча, в неловком положении окажется товарищ или снова придется пересдавать экзамен? Размышления на эту тему помогут вам сосредоточиться, лучше настроиться на запоминание. Можно прогнозировать и приятные последствия, если только они достаточно важны.
2. Парадокс — это «странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу». Такое определение дает толковый словарь. Мы не уверены, что многие способны надолго запомнить его. Но если скажем, что парадокс — это четырехугольный треугольник, то теперь за вашу память насчет парадокса можно поручиться.
Не обязательно запоминать материал в той уныло-дистиллированной форме, в какой вам его нередко предлагают. Необходимость — отговорка тиранов и религия рабов, как афористично заметил один английский политический деятель, благодаря чему эти слова помнят и по сей день. Учитесь «переводить» скучную словесную жвачку на приемлемый для вас язык. Такой прием дает простор эмоциям при восприятии материала, а это очень важно для запоминания. Яркое первое впечатление во многих случаях гарантирует успех. Если книга — ваша собственная, то не грех делать в ней пометки, выражая свое отношение к содержанию.
|
|
3. Меньше слов. Сокращайте информацию, которую надо запомнить, до предела. Лучше пожертвовать деталями, но не упустить главное. Для этого, конечно, придется творчески поработать с материалом. Можно перегруппировать его части, чтобы подчеркнуть внутренние связи. Можно придумать запоминающуюся аббревиатуру важнейших, ключевых слов.
Кратко сформулируйте основные мысли, их и запоминайте. Все остальное должно подразумеваться. Поэтому не торопитесь с формулировками, от их качества зависит успех.
4. Ищите связи. Любители детективов знают, что опытный сыщик не торопится надевать наручники на рядового
члена банды. Куда важнее выявить связи преступника, выйти на главарей. Иными словами, среди второстепенного нужно выявить самое важное. Поэтому не следует торопиться во что бы то ни стало запомнить мудреный текст, не разобравшись в его внутренних связях, не поняв ход рассуждений автора. В материале могут быть следующие связи:
смысловые. Известно, что слова, объединенные в осмысленную фразу, запоминаются в несколько раз быстрее, чем бессвязные. Сразу же постарайтесь понять смысл текста и увидеть логические связи между абзацами, параграфами, главами;
|
|
структурные. Эксперименты показали, что при запоминании бессмысленного ряда слогов важное значение имеет их расположение на листе, объединение в группы, фигуры. Например, чтобы запомнить число 2572463, лучше сгруппировать его таким образом: 257-24-63. Подчеркните, обведите нужное, используйте аббревиатуры.
Ряды цифр, таблицы, схемы тоже легче запомнить после соответствующего оформления — выявив, где можно, симметрию, ритм и т. п. Постарайтесь разглядеть даже в непритязательной формулировке из учебника ритмическую основу. Получилась же у Булата Окуджавы прекрасная песня из такого довольно прозаического текста:
Антон Палыч Чехов однажды заметил,
Что умный любит учиться, а дурак учить.
Скольких дураков в своей жизни я встретил,
Мне давно пора уже орден получить.
Осмысливая текст, образно представьте его содержание. Затем прочитайте его вслух, постарайтесь внести в него свои эмоции, придать подходящий ритм. Выпишите важнейшие мысли;
Наконец, еще один важный вид связей —
ассоциативные. Как сказал грузинский поэт Симон Чиковани,
Всему дана двойная честь
быть тем и тем:
предмет бывает
тем, что он в самом деле есть,
и тем, что он напоминает.
Об использовании этих связей стоит поговорить подробнее. Итак,