Запомните это обобщение

Теперь познакомимся с наиболее известными приема­ми запоминания.

1. Прогноз. Что будет, если вы не запомните нужного? Сорвется важная встреча, в неловком положении окажется товарищ или снова придется пересдавать экзамен? Раз­мышления на эту тему помогут вам сосредоточиться, луч­ше настроиться на запоминание. Можно прогнозировать и приятные последствия, если только они достаточно важны.

2. Парадокс — это «странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными по­ложениями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу». Такое опреде­ление дает толковый словарь. Мы не уверены, что многие способны надолго запомнить его. Но если скажем, что па­радокс — это четырехугольный треугольник, то теперь за вашу память насчет парадокса можно поручиться.

Не обязательно запоминать материал в той уныло-дис­тиллированной форме, в какой вам его нередко предлага­ют. Необходимость — отговорка тиранов и религия рабов, как афористично заметил один английский политический деятель, благодаря чему эти слова помнят и по сей день. Учитесь «переводить» скучную словесную жвачку на при­емлемый для вас язык. Такой прием дает простор эмо­циям при восприятии материала, а это очень важно для запоминания. Яркое первое впечатление во многих случаях гарантирует успех. Если книга — ваша собственная, то не грех делать в ней пометки, выражая свое отношение к со­держанию.

3. Меньше слов. Сокращайте информацию, которую на­до запомнить, до предела. Лучше пожертвовать деталями, но не упустить главное. Для этого, конечно, придется твор­чески поработать с материалом. Можно перегруппировать его части, чтобы подчеркнуть внутренние связи. Можно при­думать запоминающуюся аббревиатуру важнейших, клю­чевых слов.

Кратко сформулируйте основные мысли, их и запоми­найте. Все остальное должно подразумеваться. Поэтому не торопитесь с формулировками, от их качества зависит успех.

4. Ищите связи. Любители детективов знают, что опыт­ный сыщик не торопится надевать наручники на рядового


члена банды. Куда важнее выявить связи преступника, вый­ти на главарей. Иными словами, среди второстепенного нужно выявить самое важное. Поэтому не следует торо­питься во что бы то ни стало запомнить мудреный текст, не разобравшись в его внутренних связях, не поняв ход рас­суждений автора. В материале могут быть следующие связи:

смысловые. Известно, что слова, объединенные в осмысленную фразу, запоминаются в несколько раз быст­рее, чем бессвязные. Сразу же постарайтесь понять смысл текста и увидеть логические связи между абзацами, параг­рафами, главами;

структурные. Эксперименты показали, что при за­поминании бессмысленного ряда слогов важное значение имеет их расположение на листе, объединение в группы, фигуры. Например, чтобы запомнить число 2572463, лучше сгруппировать его таким образом: 257-24-63. Подчеркните, обведите нужное, используйте аббревиатуры.

Ряды цифр, таблицы, схемы тоже легче запомнить пос­ле соответствующего оформления — выявив, где можно, симметрию, ритм и т. п. Постарайтесь разглядеть даже в непритязательной формулировке из учебника ритмиче­скую основу. Получилась же у Булата Окуджавы прекрас­ная песня из такого довольно прозаического текста:

Антон Палыч Чехов однажды заметил,

Что умный любит учиться, а дурак учить.

Скольких дураков в своей жизни я встретил,

Мне давно пора уже орден получить.

Осмысливая текст, образно представьте его содержа­ние. Затем прочитайте его вслух, постарайтесь внести в него свои эмоции, придать подходящий ритм. Выпишите важнейшие мысли;

Наконец, еще один важный вид связей —

ассоциативные. Как сказал грузинский поэт Си­мон Чиковани,

Всему дана двойная честь

быть тем и тем:

предмет бывает

тем, что он в самом деле есть,

и тем, что он напоминает.

Об использовании этих связей стоит поговорить подроб­нее. Итак,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: