Опорные сигналы

89 г. ABC 7 18 100 кп

р. Рымник

89 г. — 1789 год. Столетия опущены, потому что даже дво­ечнику, хотя бы примерно знающему, о чем речь, нелегко ошибиться на сто лет. ABC — это, как вы догадались, ини­циалы главного героя — Александра Васильевича Суворова. 7, 18 и 100 — таково соотношение сил трех армий. Ясно, что счет идет на тысячи; кп — «конница, паника». Впрочем, тут могут стоять, например, «уп» — «удивить — победить» или что-нибудь другое.

Представляя содержание в общих чертах, вы без труда запомните несложные опорные сигналы, а те, в свою оче­редь, помогут восстановить подробности эпизода.

Сигналы могут быть и в форме аббревиатур. Всего два «волшебных» слова — УГАС ФоЧаРР, например, помогут десятикласснику припомнить сразу третью часть урока по астрономии. А секрет таинственного «фочарра» в том, что каждая буква здесь разворачивается в довольно подроб­ный план рассказа о телескопе:

1. Угол зрения.


2. Глубина космоса.

3. Астрографы.

4. Стеклянные библиотеки.

5. Фотоэлементы.

6. Часовой механизм.

7. Радиотелескопы.

8. Радиолокация.

Тем, кто заинтересуется подробностями метода, по­лезно заглянуть в книгу В. Ф. Шаталова «Педагогическая проза».

Чтобы всегда держать в голове метод эффективного запоминания, который рекомендует немецкий ученый Ф. Лезер, познакомьтесь с еще одним словесным урод­цем— ОЧОГ. Эта формула означает следующее:

О — ориентировка. Текст читают, чтобы понять главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, мысленно по­вторите.

Ч — чтение. На этот раз читать надо очень вниматель­но, чтобы выделить второстепенные детали, установить их связь с главным. Потом надо повторить несколько раз в памяти эти связи.

О — обзор. Для этого текст достаточно лишь быстро просмотреть. Заодно проверьте правильность выявленных связей, поставьте вопросы к главным мыслям.

Г — главное. Перескажите текст, вспоминая главные мысли и отвечая на вопросы к ним. Старайтесь перечиты­вать текст как можно меньше, а пересказывать столько раз, сколько нужно.

Опорные сигналы не надо путать с таблицами, схемами, конспектами и прочими известными приемами, удобными для заучивания готовых формул и определений. Главная особенность «опор» — способность с помощью ассоциатив­ной цепочки вытянуть всю суть вопроса.

Старайтесь правильно выбрать наиболее подходящий вид связей. Не нужно искать смысл там, где его нет, а есть, на­пример, ритм. С. Эйзенштейн запоминал телефонный но­мер, напевая его на какую-нибудь мелодию. И уж конеч­но, не надо механически зубрить осмысленный текст.

7. Шпаргалка. Требования к ней известны: минимум объ­ема и максимум информации. А это именно то, что нужно для успешного запоминания. Какой принцип использо­вать — опорные сигналы или краткие тезисы, сжатый план или таблицу, — решайте сами. Тут все зависит от цели. Для выступления на собрании требуется одно, для письменной контрольной — другое. И если вы хорошо поработаете с


такими шпаргалками перед экзаменом, то потом они вам не потребуются, сослужив службу накануне. Но будьте уве­рены, что ни конспект с чужими записями, ни даже учебник, в котором вы слабо ориентируетесь, не помогут, если даже ваша возня под партой останется незамеченной.

8. Мнемотехника (искусство запоминания). Она, в част­ности, помогает осмысливать бессмысленное. Все знают известную фразу насчет охотника и фазанов, которая по­могает запомнить порядок цветов в спектре. Давно при­думан стишок и для запоминания числа «пи» до десятого знака: «Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число ужъ знаетъ» — 3,1415926536.

Бурсаки, описанные у Н. Г. Помяловского в «Очерках бурсы», использовали мнемотехнику, например, для разу­чивания разных напевов на один и тот же текст. Они, как умели, разнообразили свой универсальный «Господи, воз­звах», вместо которого звучало то «шел баран, бя, бя,бя», то «кто бы нам поднес, мы бы выпили»...

У радистов, осваивающих азбуку Морзе, свои приемы. Запомнить, к примеру, букву Э (..—-..) помогает ритм фра­зы «я на горку шла», число 7 (— —...) — «дай, дай закурить» и т. п.

С помощью небольшой хитрости вы тоже сможете удив­лять домашних, безошибочно определяя день недели для любого дня года. Интересует 9 мая 1991 года? Пожалуйста. Для этого надо запомнить 12 цифр — даты первого воск­ресенья каждого месяца текущего года: 6, 3, 3, 7, 5, 2, 7, 4, 1, 6, 3, 1. Сгруппировав эти цифры для удобства по две, по­лучим два шестизначных телефонных номера, их запомнить легче. Теперь мы знаем, что 5 мая (пятая цифра ряда) — воскресенье. Остается подсчитать, что 9-е — это четверг.

Кому трудно запомнить цифры, может заменись их буквами: 1 — р (раз), 2 — д, 3 — т, 4 — ч, 5 — п, 6 — ш, 7 — с. Получится такой ряд: шттспдсчрштр. Попробуйте вставить между буквами гласные, чтобы превратить их в осмысленные слова. Тогда останется найти между словами ассоциативные связи, уловить ритм, и они легко запомнятся.

Если вам кажется такая процедура слишком сложной, попробуйте представить себя на месте американца Ген­ри М., память которого совсем никуда не годилась из-за болезни мозга. Но он все равно умудрялся кое-что запоми­нать. Вот как действовал Генри, если требовалось, напри­мер, запомнить число 584: «Запомните прежде всего чис­ло 8, — объяснял он. — После этого сложите его с цифра­ми, которые ограждают его с двух сторон в комбинации 584,


и получите число 17. После этого из суммы вычтите 8, оста­нется 9. Наконец, разделите 9 на две по возможности рав­ные части, получите 5 и 4. Таким образом у вас появляется и само число 584. Нет ничего легче!»

9. Как повторять. Если вы повторите параграф раз двад­цать подряд, то, пересилив отвращение к этому занятию, наконец запомните текст. Но решив, что теперь все в по­рядке, наутро убедитесь в обратном. Через полчаса забы­вается 40% новой информации, на следующий день — 34, через месяц — 21. Значит, с учетом этого надо и повторять: первый раз — сразу же после запоминания, второй — при­мерно через полчаса, третий — через день, четвертый —- через две-три недели. Повторять материал лучше перед сном, и тогда утром будете помнить практически все. Да-да, именно так, если рассчитываете на долгосрочный результат. Решительно расставайтесь с привычкой лениво и бездумно пролистывать учебник. Даже обладатели феноме­нальной памяти серьезнее относятся к этой процедуре.

Лучше всех запоминает тот, кто не торопится. Повто­ряйте текст активно: осмысливайте, делайте записи. Что приобретается при чтении посредством пера — превраща­ется в плоть и кровь, полагал Сенека.

Старайтесь использовать для запоминания различные виды памяти. Если, например, вы не только увидите напи­санное иностранное слово, но и услышите, произнесете и напишете его сами и все это произойдет в ситуации, когда без этого слова не обойтись, то работа пойдет успешнее. И не забывайте про упорство, которому не грех поучиться у китайских школьников. Попробуйте-ка выучить несколько тысяч иероглифов! Вот ребята и выписывают каждый иерог­лиф на отдельную небольшую карточку, и когда появится несколько свободных минут, например в транспорте, повто­ряют их. Это удобно — можно менять порядок, разнооб­разить «фон», сопутствующий запоминанию, обогащать ассоциации.

Такая система полезна еще и тем, что многие лучше запоминают, если при этом занимаются чем-то еще — хо­дят по комнате, едут в поезде и т. п. Важно лишь не рассеи­вать внимание.

10. Как забывать. Однажды преподаватель решил взбодрить студентов, впавших от потока информации в апа­тию, таким заявлением:

— Все, что я вам сейчас рассказываю, вы имеете право забыть.

Слушатели воодушевились и заинтересованно затихли.


— Но вы не имеете права не вспомнить, когда это понадобится, — подытожил лектор.

Аудитория снова уныло расслабилась. Если бы кто-ни­будь сказал, как нужно «правильно» забывать, чтобы потом вовремя вспомнить...

Между тем это известно. Немецкий психолог Ф. Лезер советует в таких случаях снабжать информацию, которую вы собираетесь временно забыть, словесной «биркой» с ответами на три вопроса:

Что хранится!

Краткая суть информации. То, о чем вы сейчас читаете, можно обозначить как «правила запоминания».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: