Nel mezzo del camin di nostra vita
Mi ritrovai par una selva oscura...
Какие образы вызывают у вас эти стихи, с которых начинается дантовская «Божественная комедия»? Никаких? Жаль. Ведь задача заключается в том, чтобы послушать отрывок текста на незнакомом языке и воспроизвести его по крайней мере через полтора десятка лет. Журналист С. Шерешевскнй — репортер Ш., описанный психологом А. Лурией в его «Маленькой книжке о большой памяти», справился с этим блестяще.
Его методика выглядит довольно искусственной. Каждое слово или даже отдельный слог он связывает с каким-то зрительным образом, хотя бы отдаленно напоминающим то, что нужно запомнить. В результате получается следующее:
«Nel — я платил членские взносы, и там в коридоре была балерина Нельская; меццо (mezzo) — я скрипач; я поставил рядом с нею скрипача, который играет на скрипке; рядом — папиросы «Дели» — это del; рядом тут же я ставлю камин (camin), di — это рука показывает дверь; nos —- это нос, человек попал носом в дверь и прищемил его...» и так далее.
|
|
Запоминание сопровождалось у Шерешевского одновременным восприятием запахов, цвета, вкусовыми ощущениями. Например, звук частотой 2 тысячи герц он охарактеризовал так: «Похоже на розово-красный фейерверк. Цвет грубый, неприятный, вкус — отвратителен, что-то вроде пересоленных щей... Им можно поранить руку».
Это феноменальное явление, близкое к очень яркой образной памяти, ученые называли эйдетизмом (от греческого eidos — «образ»). Люди, обладающие такой памятью, могут мысленно ярко и подробно «видеть» свои воспоминания.
Несмотря на превосходные результаты, рекомендовать этот метод для массового употребления мы не рискнем. Но есть прием попроще. Им нередко пользуются эстрадные артисты, «поражающие зрителей своей памятью. В самом деле, что вы скажете, если на ваших глазах человек запоминает сотню произвольно взятых слов, причем в строгой последовательности? А секрет тут прост. Надо только однажды поднапрячься и заучить сто базовых слов, тоже, конечно, соблюдая определенный порядок. Потом, слушая задание, остается связать новые слова со старыми,
создавая некие образы — чем парадоксальнее, тем лучше. Допустим, получаются такие сцены: книга — лыжи. Лыжник прыгнул с трамплина и в полете читает книжку. Невероятно? Значит, скорее запомнится. Луч — колбаса. Луч цвета вареного мяса проходит над колодой для разделки туш. А.там мясник ловко режет его на аккуратные колбасные батоны.
Теперь к заученному ряду пристроился новый, ассоциативный. Чтобы вспомнить новые слова, достаточно восстановить базовые.
Пользуясь словесно-числовым рядом, можно запоминать логически не связанную информацию — имена сотрудников, перечень ежедневных дел (если, конечно, его не проще записать в календаре). Можно довольно подробно запомнить важную беседу, когда по каким-либо причинам нет возможности ее записать. Надо только связать слова-опоры к главным мыслям со своим списком. Это поможет потом восстановить беседу и записать ее более подробно. Такой список будет полезен и при подготовке к экзамену для запоминания большого материала.
|
|
Насколько успешно сработают ассоциации, зависит от тренировки. Да и вообще любой метод требует определенного навыка, поэтому следует рассчитывать не на чудеса, а на собственное упорство. Чем больше ассоциативных связей в информации, которую предстоит запомнить, тем лучше. В этом — один из главных секретов хорошей памяти.
Но в повседневной жизни гораздо чаще встречаются более простые задачи. Предположим, нужно толково пересказать следующий текст, имеющий отношение к уроку истории для семиклассников:
Это произошло в 1789 г., когда А. В. Суворову было уже 59 лет, а жить ему осталось всего 11 лет.
В распоряжении Суворова было всего 7000 солдат, а у союзников-австрийцев — 18 000. Но австрийская армия была уже почти полностью окружена 100-тысячной турецкой армией, которая готовилась начать конную атаку на позиции австрийских войск. Отметим как чрезвычайно существенное: все уставы того времени допускали конную атаку только в случае большого превосходства сил со стороны атакующих. В противном случае организованный встречный огонь оборонявшихся мог нанести крупным боевым единицам наступающих, какими являлась кавалерия, слишком большие потери: в массах конницы почти каждая пуля и каждый снаряд находили свои жертвы.
Отлично зная о соотношении сил между своей и русско-австрийской Армиями, турецкое командование не сочло нужным вести оперативную
разведку за действиями отряда Суворова: малочисленность русских войск притупила бдительность турок. Этим тотчас же воспользовался Суворов. Оказавшись вне зоны видимости турецких войск, он глубоким обходным маневром зашел во фланг и в тыл турецкой армии, резко изменив таким образом конфронтацию сил. Но, самое главное, Суворов бросил в атаку конницу! Вот оно, знаменитое суворовское: «Удивить — победить!» Как тонкий военный психолог, Александр Васильевич четко представил себе положение турок: перед ними еще полностью боеспособная австрийская армия, где-то вдали еще не вступившая в бой армия Суворова, а тут — вот она! — неизвестная русская армия (турки ведь не могли предположить, что войска Суворова могут совершить такой немыслимый по сложности марш-бросок). А это значит, что численность русских войск во много раз превосходит силы турецкой армии. И здесь, как и предполагал Суворов, в массы турецких войск вклинился генерал Паника. Все остальное, как вспоминали потом об этом бое попавшие в плен командиры турецких войсковых соединений, было сплошным кошмаром. Сколько же воинской дерзости и неувядающего боевого задора должно было быть у Суворова, чтобы осмыслить и осуществить такую боевую операцию! Вскоре после сражения указом императрицы к фамилии Суворова была сделана почетная приставка — Рымникский, после чего во всех официальных отчетах и приказах его так и именовали — Суворов-Рымникский.
Педагог В. Ф. Шаталов рекомендует восстановить этот рассказ по такой записи, которую он называет