Метафоризация

Мета-модель:

Использование метафор, цитирование в мета-модельном виде носит характер точной передачи информации с точной референции авторства. Этот приём позволяет повысить авторитетность доводов, доказать валидность фактов, доказательств и т.д.

Милтон-модель:

В милтон-моделировании метафоризация имеет специфическую цель – в неявном виде внушить, инспирировать какое-либо поведение партнёру по коммуникации. При этом, с одной стороны, объект метафоры должен быть максимально генерализирован (ИНТ), как впрочем и формулировка программирующей фразы и референция авторства (для невозможности на логическом уровне опровергнуть истинность). Как говорил однажды на одной из лекций Д.Гриндер «Метафоры составляют важнейшую часть умений человека, изучающего приёмы убеждения. Большим мастером использования метафор в работе был М. Эриксон, он часто говорил: «Метафора при использовании должна быть адресована каждому и каждым должна быть понята по-своему: «Ой, это же как бы и про меня». Если Вы хотите, читая лекцию кого-то отругать за постоянное болтание и шушукание во время Вашего рассказа (сняв при этом и с себя эмоциональный стресс, накопленный в связи с терпением некорректного поведения этого человека). Вы можете начать рассказ про Виржинию Сатир, которая, однажды очень резко отругала некорректных студентов громкой фразой «Эй вы, болтуны! Будьте более внимательны!», что заметно успокоило тех студентов. При этом лектор всего лишь рассказывает историю о ком-то, и это позволяет ему вложить в программирующую фразу достаточно экспрессии и эмоций, чтобы она была услышана, воспринята и запомнена. Генерализованная метафора каждым будет воспринята в его адрес и по его конкретному поводу. Часто имеет смысл поставить множественные: двойные, тройные кавычки. Это позволяет запутать слушателя и в случае необходимости (при появлении негативной реакции слушателей на поданную информацию) раскрыть одни из кавычек.

Рассказывая что-то важное специалистам в той же области знания, можно пожурить их, что предыдущую информацию они уже должны были бы знать и сами, раз считают себя специалистами.Если такое мягкое замечание вызовет взгляды недопонимания или раздражения, всегда можно раскрыть кавычки, перенеся ответственность за «свои» слова на одного из персонажей метафоры». Вот так говорил М. Эриксон в связи с возможностью использования метафор. Действительно, метафоры позволяют сохранить своё лицо и субъекту, который её применил, и человеку, к которому она в неявном виде обращена. Очень удобно применять метафоры, скрывая в них упрёки, замечания, советы, оценки, программируемые действия, что не всегда корректно делать от «первого лица». Как Вы понимаете, эти слова и говорил во время одной из лекций Д. Гриндер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: