Методика завершения высказывания или текста

Испытуемым предлагается незаконченные предложение или текст, их нужно закончить.

Завершение текста - Оказалось, что при сканировании мозга произошла ошибка и нарушились связи взаимодействия - теперь марсиане создавали мир землян при помощи воображения.

Завершение предложения зависит от:

- граммаматической конструкции, за каждой конструкцией закреплена определенная семантика /Летом было хорошо - 1. Прогноз событий, 2. Прогноз - описание, пресуппозиция, когда лето наступает, счастье в воздухе витает - перспективы отдыха, в это лето я получу 2 диплома - проекции конкретной ситуации, о лете я мечтаю, у лета длинные дни, у весны новая жизнь, у зиму нет пощады/

- индивидуальные аспекты знания об изображаемом, свидетельство - нарушение прогноза.

Методики работы с текстом предполагают использование следующих процедур:

- пересказ

- индексация или выделение ключевых слов текста, с учетом их важности для понимания смысла. Их подсчет, Деление слов на 3 набора /15-20 слов в группе - большой набор 7-10 - средний набор, 1-4 - маленький набор/ Самый малый набор слов отражает идею и тему, 2 набор отражает основное взаимодействие персонажей, конфликт, самый большой набор передает кратко содержание текста /Раскольников, убийства, теория/ Эта методика позволяет сравнивать тексты разных жанров, устные и письменные тексты, она дает представление о процедурах сворачивания текста, какой сложности текст, хорошо сочетается с методикой пересказа.

Персидская история - путник, бесконечная дорога, много предметов, тяжелый мешок с песком, ржавые цепи, гири, тыква на голове, камни в руках, крестьянин в полуденную жару - выкинул камни, другой крестянин - без цепей, тыквы, еще крестьянин - бурдюк с водой, в конце жернов выкинул в реку, свободный продолжал свой путь, Ника - длинная пустыня, мешки с песком, легкий, Саша - долго шел, было неудобно идти, изнывал в поту, крестьянин шел по своим делам, вдоль дороги, солнце палило, дорога тяжела, не тыква, полная свободы ходьба, вдоль реки, бурдюк с песком, тухлая вода, Ксюша - кандалы, без камней, нелепо выглядишь, крестьянин по делам идет, у дороги кандалы, второй - мешок с водой - Изменение стиля, разные интерпретации.

- методика составления контртекста, основана на пастулате, что восприятие текста есть активный процессс, т.е. при восприятии текста адресат создает свой собственный текст, кот. по содержанию в разной степени может отражать авторский замысел. А. Новиков, создатель этой методики - надо изучать текст с т.зр. механизмов его восприятия в процессе чтения.

Надо взять текст, рабить его на отдельные маленькие фрагменты, обозначить их цифрами, текст нужно выдать каждому респонденту. Текст нужно читать по одному предложению, не читая последующие, к каждому отрывку нужно дать комментарий, раскрыть скрытый смысл. В итоге читается текст, созданный респондентом /стратегия генерализации, конкретизации, констатации, оценки, мнения, перефразирования, стратегия перевода на себя, включения/

Как она сегодня меня достала! Рассольников!!!

Методика заполнения текстовых лакун.

1 семинар - вопросы фоносемантики - Воронин, Журавлев

2 семинар - САЭ

3 семинар - НАЭ

4 семинар - ЦАЭ

5 семинар -

6 семинар -

7 семинар - Петренко

8 семинар - Выготский

9 семинар - Жинкин

10 семинар - Невербалика

Задание на следующую практику.

Воркалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрукотали зелюки

Как мюзики в мове

Перевести на нормальный язык.

Смеркалось. Хлипкие зорьки

Шныряли в канаве

И хохотали злюки

Как мужики в море


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: