пупсик2, стена5, ночь4, рука6, Суриков3, ткань3 - художество, весна9, семена7, маркер5 - предметы материальные, утро4 - время суток, существительное10, свобода11, красивый2 - миловидность, школа10 - школьное время, грустить11 - меланхолия, ягода7 - огород, велосипед8, шапка12, играть6 - ведущий вид деятельности у дошкольного возраста, печальный1, легко9 - возрождение, скамейка8 - прогулка, веселый1 - антонимы, конфета12 - детство
пупсик, красивый, печальный, веселый - характеристика
свобода, грустить, весна, легко - настроение
стена, маркет, скамейка, велосипед - прогулка, шалость
шапка, конфета, существительное, школа - молодость
утро, ночь, Суриков, ткань - вдохновение
семена, ягода, рука, играть - огород
вдохновение + настроение - творчество
шалость + молодость - буйство молодости, лихая юность
характеристика + огород - разносторонняя жизнь
Разные этапы жизни и типы людей
5. Метод семантического дифференциала/Чарльс Осгуд/
Он используется для выявления субъективных, индивидуальных семантических полей и является одним из вариантов метода шкалирования. Шкалирование - распределение по каким-то уровням качественных различий между объектами. Например, синонимами: идти - нейтральное, бежать+1, плестить-2, тащиться-1, ползти-3, нестить+2, мчаться+3, лелеть+4. Влияние субъективных моментов и личностных ассоциаций. Однополярная градуированная шкала.
Осгуд использовал биполярную шкалу. Он по биполярным шкалам измерял слова близких семантических сфер /мать, отец, сестра и пр/ 1 - хороший, 2 - скорее хороший, чем нейтральный, 3 - скорее нейтральный чем хороший, 4 -нейтральный и т.д. Исследуя разные Слова Осгуд пришел в выводу, что при большом разбросе ассоциаций можно выделить некоторые факторы:
- оценка - имеет полярные характеристи /хороший - плохой, злой -добрый, веселый - грустный, красивый - уродливый, светлый - темный/
- сила /сильный - слабый, длинный - короткий, большой - малый, сложный - простой/
- ориентированная активность /активный - пассивный, новый - старый, теплый - холодный, быстрый - медленный/
Обычно подготавливается таблица из нескольких граф. 1 столб - факторы - оценка, сила, активность, 2 столб - шкала от -3 до +3. По краям характеристики /хороший, плохой и т.д./
Мачеха
-3, -3, -3, -3
-3, +2, +2
0, +3
Отчим
+2, +1, 0, +2
+3, +2, +2
+2, -2
Мачеха -3-1+3-3-2+2-2-2-3-2-2+2-2-3+1+1+1-3-3-3-2+1+3+1-3-1-3-2+1-2-3= -1
Отчим +2+1+2+3-2-2+1+2+2-2+2-2+1+1+2+2+2+1+1+1-1+1-2= 0,5
Данный эксперимент доказывает, что в отличие от лингвистического постулала о наличии в языке нейтральных и эмоционально оценочных единиц, психолингвистическая интерпретация показывает, что без оценочных единиц в нашем сознании нет.
Методика данная применяется в исследовании процессов массовой коммуникации, для характеристики свойств личности /конкретная личность, политики в сравнении - Жириновский и Путин/, акцентуацию характера.
Недостатки метода:
- Не всегда можно исключить многозначность стимулов
- Количественная обработка материала
Эта методика позволяет выявить новые ранее неизвестные аспекты слов или субъективную семантику слова, тажк была применена для оценки фоносемантических ассоциативных экспериментов.
15.03.2013