Вопросы для подготовки к экзамену
1. Объясните причину появления психолингвистики как науки.
2. Приведите примеры практического использования знаний по психолингвистике.
3. Назовите причину расхождений в определении психолингвистики как науки.
4. Докажите, что язык является важным компонентом психологической природы человека.
5. Как Вы понимаете фразу Л.С.Выготского «Мысль не просто выражается в слове, а совершается в нём»?
6. Дайте определение понятия «речевое поведение» с точки зрения деятельностного подхода Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева.
7. Объясните, зачем филологу знать психолингвистику.
8. Объясните разницу между понятиями «родной язык», «неродной язык», «доминантный язык».
9. Что Вы понимаете под термином «теория речевой деятельности»? Совпадает ли его содержание с дефиницией термина «психолингвистика»?
10. Докажите, что филологу нужно изучать языковое сознание. Приведите аргументы и примеры.
11. Объясните необходимость знания речевого онтогенеза для филолога.
|
|
12.Как связаны признаки умственной отсталости с речевой деятельностью?
13. Докажите, что слово является средством доступа к информационному тезаурусу человека.
14. Составьте список наиболее значимых терминов психолингвистики, объясняя причину включения каждого из них в числе важнейших.
15.Назовите наиболее важные темы по психолингвистике, укажите, в чём Вы видите их значимость.
16. Укажите наиболее сложные темы, сформулируйте по ним вопросы для преподавателя.
17. Дайте определение языковой личности.
18. Как соотносятся язык и мышление?
19.0пределите поведение как психолингвистическое понятие.
20. Какие методы исследования используются в психолингвистике?
21. В чем сущность теории динамической локализации высших психических функций и речи?
22. Как связана речь с другими сторонами психического развития?
23.Как формируются речевые способности у ребёнка?
24. Как происходит овладение грамматикой в детском возрасте?
25.Как осваивает ребёнок звуковой строй речи?
26. Лингвистические и паралингвистические средства речи.
27. Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная и мнемоническая деятельность.
28.Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки.
29. Овладение способами организации текста.
30. Выводное знание и его функционирование.
31. Динамика исследовательских подходов к изучению особенностей владения вторым языком.
32. Стратегии овладения и пользования языком.
33. Язык и мозг.
34. О понятиях «язык» и «речь».
35. Семантика речи: имя, слово, высказывание.
36. Речевой онтогенез.
37. Проблема средового и генетического влияния на речевое развитие.
|
|
38. О языковых возможностях приматов.
39. Речевое воздействие.
40. Речевая диагностика.
41. Дефекты и недоразвитие речевой функции.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Психолингвистика: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Н.Ушаковой. – М.: ПЕРСЭ, 2006.
2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.
3. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2001.
4. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999.
5. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1998
6. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989
7. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976
8. Психолингвистика. //Языкознание. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. В.Н.Ярцева. – 2-е изд. – М., 1998. С. 404-405.
9. Белянин В.П. Психолингвистика. М., 2003.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Объясните причину появления психолингвистики как науки.
2. Приведите примеры практического использования знаний по психолингвистике.
3. Назовите причину расхождений в определении психолингвистики как науки.
4. Докажите, что язык является важным компонентом психологической природы человека.
5. Как Вы понимаете фразу Л.С.Выготского «Мысль не просто выражается в слове, а совершается в нём»?
6. Дайте определение понятия «речевое поведение» с точки зрения деятельностного подхода Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева.
7. Объясните, зачем филологу знать психолингвистику.
8. Объясните разницу между понятиями «родной язык», «неродной язык», «доминантный язык».
9. Что Вы понимаете под термином «теория речевой деятельности»? Совпадает ли его содержание с дефиницией термина «психолингвистика»?
10. Докажите, что филологу нужно изучать языковое сознание. Приведите аргументы и примеры.
11. Объясните необходимость знания речевого онтогенеза для филолога.
12.Как связаны признаки умственной отсталости с речевой деятельностью?
13. Докажите, что слово является средством доступа к информационному тезаурусу человека.
14. Составьте список наиболее значимых терминов психолингвистики, объясняя причину включения каждого из них в числе важнейших.
15.Назовите наиболее важные темы по психолингвистике, укажите, в чём Вы видите их значимость.
16. Укажите наиболее сложные темы, сформулируйте по ним вопросы для преподавателя.
17. Дайте определение языковой личности.
18. Как соотносятся язык и мышление?
19.0пределите поведение как психолингвистическое понятие.
20. Какие методы исследования используются в психолингвистике?
21. В чем сущность теории динамической локализации высших психических функций и речи?
22. Как связана речь с другими сторонами психического развития?
23.Как формируются речевые способности у ребёнка?
24. Как происходит овладение грамматикой в детском возрасте?
25.Как осваивает ребёнок звуковой строй речи?
26. Лингвистические и паралингвистические средства речи.
27. Восприятие речи как сложная перцептивная мыслительная и мнемоническая деятельность.
28.Детские речевые интонации и их лингвистические предпосылки.
29. Овладение способами организации текста.
30. Усвоение ребенком письменной формы речи.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ГОУ ВПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л.А. Шкатова