Модели соотношения псиологической и лингвистической парадигмы

1. Семантический треугольник /Ричардса, Огдена/ В вершине находится знак - форма слова - план выражения, само значение описывается двумя значениями - денотат - обозначаемое, предметная отнесенность слова, сигнификат - понятийная характеристика. Денотат - представление о классе обозначаемых /береза/. Сигнификат /лиственное дерево/. Это схема не содержит субъекта восприятия значения. После эта схема разрабатывалась в лингвистике.

2. Семиотическая модель. Разрабатывание понятий - денотат /ориентация на визуальные, кинестические представления и впечатления о предмете/ и сигнификат /включает интегральную сему, дифференциальные признаки / отличие березы от ели//, они составляют ядро. Ассоциативный фон, коннотация /интенсивность признака/ появляются далее /круглая схема/. Появляется субъект восприятия.

Заяц - трус -отрицательная коннотация, безбилетник. Коннотация предсказуема. В ассоциативный фон попадают потенциальные ассоциации.

3. Психологическая модель значения. Лурия, Выготский. Имеет полевую структуру, в ядре - собственно значение, зона личностного смысла, третья зона - зона чувственной ткани. /Сноп - колосья, у Есенина другое значение - много русых волос/. Выготский говорил - значение - есть лишь наиболее устойчивая зона смысла /поплясать - пуститься впляс, умереть/. Всегда есть значение устойчивого смысла.

Батарея села - нет лекции от значения с т.зр. психологической.

05.04.2013 Теория речепорождения /Выготский, Жинкин/

Это детище психолингвистики, предполагает вяыяснение вопроса о том, как связано мышление и речь. Также воос о том - всегдв ли мысль для своего воплощения должна воплотится в слове.

Выготский воспевает вербальный код, мысль должна воплотится в слове. ''Мысль и слово'' его работа, Оношения между мыслью и слвоом не есть заранее данная величина, эти отношения сами по себе есть продукт становления человека и человечества. У ребенка есть доинтеллектуальный уровень. Формальная и семантическая сторона речи развивается самостоятельно у ребенка. Речь и мышление нельзя рассматривать как два противоположных явления. Попытка разложить речевое мышление на мышление и речь это все равно, что объяснить как тушат огонь, разложить воду не кислород и водород. Нужно найти какую-то единицу кот. объединяла бы мышление и речь, такой единицей Выготский считает значение слова т.к. слово лишенное значения - звук пустой, значит значение есть признак самого слова, значение - единица речи, с психологичесой т.зр. значение - есть обобщение нашего опыта, понятие, т.е. акт мысли, значит любое значение - феномен мышления.

Значение слова - единство слова и мысли.

Значение есть величина развивающаяся, не константна. / Я зубами на язык наступил - говорит ребенок/

Значение может изменяться и при разных способах функционирования мысли - отношение мысли к слову есть процесс, значение есть движение от мысли к слову и обратно. Значение не выражается в слове, но совершается в нем, слово не надевается на мысль как готовое платье, а всегда эту мысль оттачивает, фокусирует. Необходимо различать два плана самой речи:

- Внешний - фазический

- Внутренний - смысловой

Движение внешней и смысловой речи могут не совпадать, даже во взрослой речи /пример психологического подлежащего и сказуемого - часы упали, Почему часы стоят? Часы упали. Псих. подлежащее - данное уже известно, а сказуемое - что-то новое. Что-то упало - часы упали - несовпадание формальных и псих. подлеж. и сказуемого. Интонация восстанавливает дизбаланс/ Грамматика мысли и грамматика речи не всегда совпадают /Два перевода Лермонтова и Тютчева - ''Кедр и пальма'' стиха Гейне ''Сосна и пальма''/

Если внешняя и смысловая стороны речи не совпадают то высказывания не могут выступать полностью в своей полноте.

Концепция, что такое внутренняя речь!!!!!

Само понятие введено не Выготским, он анализирует понимаие этого термина.

1. Внутренняя речь - вербальная память.

2. В.Р. - речь без звука.

Это только одни из свойств, ее не исчерпывают полностью. Для того чтобы понять сущность В.Р. нужно выделить ее отличие от внешней, это функциональность.

Функция В.Р. - внутрення речь это речь для себя, это меняет ее структуру. Как исследовать такую речь? Выготский обращает к генетическому методу - в детской речи существует такая стадия как эгоцентрическая речь. Это речь ребенка, но не обращенная к кому-либо, эта речь неправильна, неграмотна, внешне она отличается от речи взрослого. Жан Пиаже считает что эгоцентрическая речь это дополнение к действиям, это проявление аутизма, она исчезает в школе. А Выготский говорит что данная речь возникает потому, что ребенок слишком социализирован, это своего рода интеллектуальная поддержка, она имеет интеллектуальную функцию. Интерионизация - перевод внешней речи во внутренную.

Внутренняя речь обладает несколькими планами. Редукция звуковой стороны речи, также редукция структурных особеностей внутренней речи - особый синтаксис - отрывочность, фрагментарность, опущение подлежащих, первый план - сказуемое психологическое, закон чистой предикативности внутренней речи.

Выготский сравнивает чистую предикативность с ситуацией диалога во внешней речи./ Хотите еще чашечку чая - да, нет, не буду; Пятнадцатый, идет, наконец-то - на остановке/ Во В.Р. это абсолютный закон. В.Р. характеризуется минимальной синтаксической расчлененностью, также есть редукция самих слов. В.Р. - черновик внешней речи, монологической устной речи. Семантический план В.Р. - это речь почти без слов, она оперирует семантикой, а не формой.

Три особенности этого плана:

1. Преобладание смысла над значением. Смысл - это совокупность всех псих. факторов, возникающих в нашем сознании благодаря слову. Смысл текуч, непостоянен. Значение тоже величина непостоянная, это лишь наиболее устойчивая зона смысла. /Опять пример про муравья и стрекозу, смысл слова - веревка, нить, в доме повешенного неговорят о веревке/

2. Слова не дискретные единицы, они объединяются как агрегаты, агглютинируются / Агглютинативные языки - деловарский - значение переплыть на лодке, выраж. тремя корнями - достать на лодке нас/

3. Закон вливания смыслов. Смыслы вливаются друг вдруга и влияют друг на друга /Мертвые души, сначала один смысл, затем другой/

Внутрення речь функциональное образование, не предназанчена для сообщения, сообщения идеоматичны, она есть особая форма речевого мышления, апосредующая соотношения между мысли и словом, переход от внутр. речи к внеш. - процесс переструктурирования речи. Слово форирует нашу. мысль, позволяет ее выразить. ''Мысль можно сравнить с нависшим облаком, кот. проливается дождем слов'' - Выготский.

С чего начинается зарождение мысли? По Выготскому мысли лежит мотив. Этот мотив воплощается в слове, никуда не исчезает / Чацкий и Софья, эта ситуация по Станиславскому с мотивами/. Внутренняя речь все равно речь!

Жинкин ''О кодовых переходах во внутренней речи'' В современной лингвистики существует спор о вербальности и авербальности мышления.

Авербальность мышления:

- Энштейн - слова не значимы.

- Наличие довербального периода в развития мышления ребенка.

- Глухонемые не говорят.

- Муки слова.

- Хезитация - колебания, паузы в речи.

- Автокоррекции.

- Некоторые понятия не выражаются словесно.

- Отсутствие названий для некоторых явлений /названия для кластеров/

- Можем перекодировать вербальное высказывание в невербальный код.

- Припоминание забытого слова.

- При переводе проявляется несоответствие вербальных кодов.

- Техника скорочтения.

Жинкин развивая мысль Выготского ставит проблему языка и мышления. Выготский ставит проблему - мысль и слово. А Жинкин - мышление и язык, это соотношение выраж. след. образом.

По Жинкину - Мышление и язык не есть величины совпадающие, хотя такое соотношение логично, но если язык есть выражение мысли, то если в языке появятся лишние средства, то эти средства должны отмереть, но если в мысли появляется что-то что не может быть выражено языком, то они никогда не найдут выражения в языке. Сомнительно, что всегда мысль выражается при помощи языка.

Мышление - выборка означаемого и выражение этого означаемог-о путем подбора соответствующих языковых средств, иначе говоря, язык - все что относится в плану выражения мысли, а само мышление - процесс выборки означаемого. В самом языке мыслей нет, мысль содержится в речевом высказывания.

Речевое действие.

Надо исследовать не соотношение между мышлением и речью, а между мыслью, языком и речевым поведением.

Язык определяет особый взгляд на объект, именно он задает возмжные способы выражения мысли на данном языке.

Жинкин - язык - транспортер мысли, речь - реализатор языка. В речи содержится больше инфы чем в языке: о самом языке, о действительности, о самом говорящем.

Жинкин - Нужно исследовать язык и мышление.

Понятие кода и кодирования. Код - сама знаковая система, но код - ещ и способ реализации языка, при котором элементы языка остаются тождественными самим себе, но выраженными другим кодом /зрительно-двигательное, осязаемое ит.д./ Код - система материальных сигналов в кот. может быть реализован какой-либо язык. В процессе формулирования мысли возможен переход из одного кода в другой. Мысль кодируется разыми способами.

Внутренняя речь - экстралингвистический процесс.

А как исследовать ВР? Он предлагает серию экспериментов. Гипотеза - процесс мышления может осущ. не только средствами данного натурального языка. Рассматривает ситуацию восприятия речи. Вербальный сигнал. Основная идея - создание методик центр, речевых помет. Три допущения - испытуемым даются инструкции с описанием, любое задание - задача, требующая мыслительного процесса. Решение должно предъявлено в словесной форме, испытуемый - система, кот. может воспринимать инфу и ее выдавать, результат в рече-двигательном коде. Т.к. результат д.б. рече-двигательым, то испытуемый должен контролировать свое речедвижение, и следовательно не смогут контролировать другие движения. Если мы введем какую-либо помеху в виде ритмического стука, то если задача решается при этом, то она решалась в невербальном коде, а если она решалась - в вербальном коде.

Испытуемые выучивали заранее этот ритм.

Если постукивание мешает во внешней речи, то оно должно мешать и во внутренней речи, если она осушествляется в вербальном коде!!!!

Две группы.

- Первая группа - отличается индивид. особенностями.

- Вторая группа - кот. касались разных вариантов решения.

Задания:

- Нужно было про себя прочитать отрывки разных жанров, кому-то мешало, кому-то не мешало, но все восприняли.

Приспособление ко внутреннему ритму внешнего ритма.

- Разрешалось менять ритм постукивания, все выполнили задачу хорошо. Доминантой явл. заданный метр постукивания.

- Задача в речемыслительном коде - пересчет клеточек, со стуком и без него. Со стуком не решалась задача, следовательно методика работает.

Как соотносятся буквенный и речедвигательный код.

- Прочитать русское слово, написанное латиницей, сначала со стуком было плохо, потом испытуемые нашли выход и получалось лучше. Видимо, речедвигательный код первичен, а буквенный - вторичен. Значение слово - может фиксировать в буквенном коде.

- Задача работы со словесным материалом. Давался конгламерат слов /доступно, доказано, фикультурой, всякому, полезно, наукой, приятно, заниматься, давно/. Метрическое постукивание не мешало работы и это неожиданно. При осмыслении набора слов можно обойтись и без двигательного кода, но все таки понимание слысла всего предложения не достаточно. Нужно выявлить четвертый код кот. используется здесь!!!

- Изменить синтаксичсекую структуру письменного материал со стуком и без него, он не мешал.

Синтаксическая структура может быть использована в безакцентном коде!!!!!! Все коды очень сильно автоматизированы, нужно ввести код, кот. поможет выявить другие. Это был тактильный код.

- В ладонь, которую он не видит, вписывал тупым стилетом простые фигуры: палочки, кружочек, крестик, разное количство. Нужно опознать эти элементы. запомнить и воспроизвести со стуком и без него, без стука - запоминали 5-6 элементов ряда, со стуком - возникали затруднения. Проговорение элементов - суммирование. Возникала экспериментальная амнизия. Но потом, стало лучше получаться. Выявилось два кода:

- Предметно-схемный /елка/

- Безакцентный, двигательно-предметный код /обозначил людей как элементов/

Гипотеза ВР - ВР - это та стадия зарождения мысли, импульсом для которой является Универсальный предметный код. Признаки этого кода:

- непроизносимый

- нет последовательности знаков, есть изображения кот, могут образовать цепь или группировку.

- отличается от других тем, что обозначаемое других языков является вместе с тем и знаком. Мы ориентируемся на наше знание о мире.

Этот код легко переводим на другие языки.

Таки образом, Жинкин связывает феноме ВР с универсальным предменым кодом, кот. запускает мысль, многократко перекодируется в процессе доведения мысли до речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: