В то же время, в технической литературе
вполне уместны слова-вставки: «действитель-
но», «конечно», «в самом деле», «с другой сто-
роны» и т. д., используемые для логических
переходов в тексте. Такие слова, хотя и не ук-
рашают текст, но являются «дорожными зна-
ками», предупреждающими о поворотах мыс-
ли автора [1]. Особенно полезно применение
этих слов в математическом тексте для пока-
за логических связей.
Автор технической статьи должен рабо-
тать над текстом до тех пор, пока не устра-
нит все неясности (это не поэзия, в которой
допустим «тайный» смысл стихов). Когда ав-
тор пишет: «Пленку меди на подложку на-
носят термическим и катодным напылени-
ем», то неясно, применяют оба вида напыле-
ния одновременно или какой-то из них.
Иногда в аннотациях статей встречается фра-
за «цель настоящей статьи дать читателю ми-
нимум сведений по изучаемому вопросу» [1].
Она имеет ложный смысл: ведь не хотел же
автор дать читателю поменьше сведений.
Большое значение имеет интуиция автора.
Так, если при повторном чтении написанной
статьи у него возникает какое-то неудобство
от фразы, то можно использовать следую-
щий прием. Представьте, что этой фразы нет.
Изменилось ли при этом что-нибудь в ста-
тье: потерялась логика изложения, пропал
смысл? Если нет, смело вычеркивайте эту
фразу, какой бы красивой она не была.
Как писать?
Любой автор, опубликовавший два десят-
ка статей, достигает определенного уровня
в изложении мыслей. Для него достаточно
двух-трех переделок первоначально написан-
ной статьи. Начинающему автору необходи-
мо свыкнуться с мыслью, что подлинная ра-
бота над статьей начинается сразу после на-
Многие авторы придерживаются следую-
щего способа написания научной статьи. Сна-
чала нужно записать все, что приходит в го-
лову в данный момент. Пусть это будет напи-
сано плохо, здесь важнее свежесть впечатления.
После этого черновик кладут в стол и на не-
которое время забывают о нем. И только за-
тем начинается авторское редактирование: пе-
ределывание, вычеркивание, вставление но-
вого материала. И так несколько раз. Эта
работа заканчивается не тогда, когда в статью
уже нечего добавить, а когда из нее уже нель-
зя ничего выбросить. «С маху» не пишет ни
один серьезный исследователь. Все испыты-
вают трудности при изложении. Даже класси-
ки — Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Г. Флобер
и многие другие — трудно и мучительно ра-
ботали над текстом.