Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления

Классификация источников финансирования инвестиций

Методы оценки инвестиционных проектов и привлекательности предприятий

Методы оценки инвестиционных проектов.

Основой для принятия управленческих решений по поводу инвестиций составляет сравнение объема инвестиций с поступлениями денежных средств (ежегодными) после пуска проекта в эксплуатацию.

Чтобы сравнить размер инвестиций и будущие денежные поступления необходимо учитывать время притоков и оттоков денежных средств в результате действия инвестиционного проекта, для этого следует провести процедуру дисконтирования потоков платежей. В таблице 3 представлена классификация источников финансирования инвестиций.

Таблица 3

Все методы сравнения инвестиционных проектов опираются на наличие различной информации. Эта информация может быть получена в результате определенных действий:

1) нужно оценить количество ожидаемых денежных поступлений от предложенного проекта;

2) следует определить ставку дисконтирования будущих денежных поступлений, которая должна отражать ожидаемый инвестором доход от проекта;

3) затем нужно рассчитать дисконтированную стоимость каждого потока, которая ожидается, при их суммировании определяется накопленная величина дисконтированных доходов. Полученная при расчете величина характеризует приведенную к моменту инвестирования средства и количество доходов от инвестиций. И теперь эту величину мы можем сопоставить с размером инвестиций;

4) и заключительным шагом будет подсчет требуемых капиталовложений.

Каждый из этих шагов является весьма сложным и трудоемким процессом. Степень надежности таких оценок недостаточно высока, так как слишком велик уровень неопределенности каждого из параметров денежных потоков и ставки дисконтирования. Также крайне сложно составить финансовый раздел бизнес-плана при условии высокого уровня инфляции и экономической нестабильности. При разработке бизнесплана нужно учитывать множество факторов. Обозначим некоторые:

1) факторы, которые характеризуют тенденцию расширения отрасли;

2) возможности изменения положения предприятия на данном рынке и пути выхода на новые рынки;

3) изменение финансовых возможностей партнеров;

4) доступность дополнительных объемов материальных и финансовых ресурсов.

Но и эти факторы могут стать второстепенными при условии, что необходимость инвестиций определяются из соображений экономической безопасности страны или с экологическими проблемами.

Рассмотрим методы, служащие основой для принятия решений в инвестиционной политике. Самыми распространенными в отечественной и зарубежной литературе являются:

1) определение срока окупаемости инвестиций - payback period - PP;

2) расчет средней доходности инвестиций - AR;

3) расчет чистой приведенной стоимости - NPV;

4) определение внутренней нормы доходности - IRR.

Под сроком окупаемости принято понимать количество лет, требуемое для возврата первоначальных капиталовложений. Раньше этот показатель был самым широкоиспользуемым методом. Его главное преимущество заключается в простоте вычислений и интерпретации. А один из недостатков этого показателя в том, что он не учитывает влияния денежных потоков за рамками периода окупаемости. И кроме этого, если применяются не дисконтированные денежные потоки, то этот метод не учитывает различия между проектами с одинаковыми кумулятивными доходами, но с различным распределением таких доходов по годам.

При использовании второго варианта расчета срока окупаемости, когда используются дисконтированные денежные потоки, этот недостаток устраняется.

Также этот метод очень активно используется, когда мы говорим об инвестициях с высокой степенью риска. Тогда главным критерием принятия решений является скорость, с которой окупаются инвестиции. Величина срока окупаемости характеризует период, в котором на вложенные средства не было получено абсолютно никакого дополнительного дохода. Такие доходы должны поступать в годы, которые находятся за точкой окупаемости. И поэтому срок окупаемости должен сопоставляться с величиной жизненного цикла инвестиций, т. е. промежутка времени, в течение которого инвестиционный проект должен давать доходы. Если этот период превышает рассчитанный срок окупаемости, тогда должен быть определен срок, в течение которого предприятие будет иметь дополнительный доход на инвестиции в основной капитал. В случае, когда срок окупаемости и жизненный цикл совпадут, предприятие понесет потери в виде скрытых издержек. Это происходит по причине того, что на инвестированные средства мог быть получен доход.

Метод средней доходности инвестиций по принципам расчета очень близок к показателю срока окупаемости. Определяется он делением средней годовой чистой прибыли на среднюю стоимость инвестиций.

Главный недостаток этого метода в том, что он не учитывает временную составляющую денежных потоков. Оставшиеся два метода основаны на сопоставлении величины стартовых инвестиций с общей суммой дисконтированных денежных потоков за жизненный цикл инвестиций. Где денежные потоки - это чистая прибыль плюс амортизационные отчисления.

Для определения дисконтированной величины нужно сначала определить ставку дисконтирования. Эта ставка в инвестиционных расчетах представляет собой уровень возможной доходности от рассмотренного проекта. После этого определяется сумма дисконтированных денежных потоков, которые были в течение всего жизненного цикла инвестиций. Эта сумма сопоставляется со стоимостью первоначальных затрат на проект. Отсюда вытекает такое понятие, как чистая приведенная стоимость, являющаяся разностью между двумя этими величинами. Если по окончании расчетов будет получено положительное значение, то инвестиционный проект можно принять, так как суммарный денежный поток в течение жизненного цикла инвестиции перекроет капиталовложения, увеличение рыночной стоимости предприятия обеспечит желаемый уровень доходности на вложенные средства. Если же величина NPV отрицательная - проект отклоняется, ведь желаемая ставка доходности и капиталовложение не могут быть покрыты.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при высоких ставках дисконтирования стоимость денежных потоков будет существенно отличаться от поступлений в соответствующий период. Итак, при дефиците источников финансирования предпочтение отдается краткосрочным проектам.

Расчет внутренней нормы доходности основан на тех же методах, что и чистая приведенная стоимость. Но здесь ставится иная задача, заключающаяся в определении уровня доходности инвестиций. Такой метод обеспечит равенство дисконтированных величин доходов и расходов на протяжении всего жизненного цикла. Можно сделать вывод, что IRR соответствует ставке дисконтирования денежных потоков, если NPV = 0.

Следует отметить, что при условии кризисной ситуации в экономике России снижается эффективность использования количественных методов при оценке инвестиционных проектов. Неопределенность экономической ситуации сказывается на качестве прогнозов и изза этого появляется повышенный риск в оценке инвестиций. Высокий уровень инфляции объясняет необходимость принимать во внимание будущие денежные потоки. Все это отнюдь не означает, что нужно отказываться от использования рассмотренных методов, а только акцентирует внимание на то, что к их использованию необходимо подходить с большей тщательностью и осторожностью.

Оценка инвестиционной привлекательности предприятия.

Основываясь на мировой практике, оценка предполагаемого проекта проводится при наличии необходимых данных, таких как:

1) движение денежных средств;

2) балансовые ведомости;

3) отчет о прибылях и убытках.

Для европейских и российских фирм главным показателем инвестиций является срок окупаемости и фондоотдача. У японских компаний все иначе, там главенствующая роль принадлежит стратегической оценке положения на рынке. Для оценки инвестиционной деятельности США используется обычно два показателя:

1) эффективность инвестиций;

2) остаточный доход.

Что касается этапов, которые используются в процессе принятия инвестиционных решений, то на данный момент выделяют три основных:

1) размер инвестиций и определение источников финансирования;

2) оценка предполагаемых денежных потоков от реализации инвестиционного проекта;

3) оценка финансового состояния предприятия и шансов его участия в инвестиционной деятельности.

1. Пожалуй, самым важным этапом оценки инвестиционной привлекательности выступает анализ финансовохозяйственной деятельности предприятия. С его помощью оценивается привлекательность и перспективность данного предприятия с точки зрения возможности мобилизации доступных источников.

Обозначим, что такое финансовое состояние предприятия. Финансовое состояние предприятия - это понятие и его характеристики, которые опираются на оценку эффективности размещения средств, наличие необходимой финансовой базы, организация расчетов и устойчивость платежеспособности. Как известно, данные финансовой отчетности служат источником информации для характеристики финансового состояния, эти данные оценивают за четко определенный период.

Очень широко распространены различные методики, созданные для оценки финансового положения предприятия, которые основаны на анализе системы финансовых коэффициентов.

При всем широчайшем разнообразии существующих методик с использованием финансовых коэффициентов их существенные и основные различия определяются такими обстоятельствами:

1) степенью разнообразности финансовых коэффициентов, которые используются при анализе;

2) принципами оценки влияния этих коэффициентов;

3) методами получения общей оценки состояния финансов на предприятии.

2. В условиях спадов в экономике, характерных для нашей страны, очень важно ориентироваться на предприятия, остающиеся прибыльными в любой сложной экономической ситуации. Такая информация может быть получена на основе динамики прибыли предприятия за определенное количество предшествующих периодов по данным отчетов о прибылях и убытках.

3. На основе данных этого же отчета определяются соотношения коэффициентов повышения выручки от реализации товаров, услуг и суммарной стоимости активов. Если мы наблюдаем, что коэффициенты роста выручки больше коэффициентов роста активов, то можно смело заявлять о росте эффективности использования ресурсов предприятия. Если, наоборот, стоимость активов повышалась быстрее выручки от реализации, то вывод таков: эффективность использования ресурсов падала.

4. Крайне весомое значение имеет наличие или отсутствие у предприятия собственных оборотных средств. Величина этих средств определяется как разница между оборотными средствами и краткосрочными обязательствами. Наличие собственных оборотных средств - это важнейший показатель финансовой прочности предприятия и надежности для партнеров.

5. Анализ номенклатуры выпускаемой продукции вызывает несомненный интерес для инвесторов. Такой анализ рассматривается с точки зрения взаимодействия постоянных и переменных затрат в системе ее себестоимости. Предприятия, на которых очень высокий уровень постоянных затрат в их общей сумме на производство, крайне восприимчивы к малейшим изменениям объема продаж.

Постоянные затраты - это такие затраты, сумма которых не изменяется при изменении объема производства. К ним относятся, например: арендная плата за помещение, заработная плата руководителей и т. д.

В том случае, если объем продаж товаров падает, постоянные затраты останутся на прежнем уровне, и в итоге прибыль упадет еще больше, чем выручка. Переменные затраты изменяются так же, как и объем производства. Таким образом, можно сделать вывод, что бизнесриск на предприятиях, где больше постоянных затрат, гораздо выше, чем там, где преобладающее значение имеют переменные затраты.

6. В отчетах предприятия должно быть уделено особое внимание наличию убытков, займам и кредитам, не погашенным в срок, и обязательно просроченной дебиторской и кредиторской задолженности. Следующий этап анализа - оценка финансового состояния предприятия. Эта оценка проводится с помощью системы финансовых коэффициентов.

При всем их разнообразии, они должны включать показатели таких направлений оценки финансового состояния.

Первая группа - показатели ликвидности.

Вторая группа - показатели финансовой устойчивости.

Третья группа - показатели деловой активности.

Четвертая группа - показатели рентабельности.

Выбор и обоснование критериев для оценки, с которыми можно сопоставить финансовые коэффициенты конкретного предприятия, представляют особую проблему. В первую очередь необходимо учитывать, что не может быть единых для всех предприятий значений коэффициентов по причине специфики технологических процессов и трудоемкости изготовляемой продукции. По этой причине следует использовать показатели лучших в данной отрасли предприятий или среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов. Наличие информации о соответствующих показателях предоставляет возможность получить по каждой группе коэффициентов оценку категории, в которую попадает соответствующее предприятие. Существует здесь три категории:

1) уровень ниже среднего;

2) средний уровень;

3) уровень выше среднего.

Если такие ориентиры отсутствуют, при оценке финансовых коэффициентов сохраняется возможность отследить их динамику за периоды и описать тенденцию их изменения. Следующим шагом служит интерпретация по трем тенденциям:

1) благоприятная, которая улучшает экономическое состояние предприятия;

2) неблагоприятная, вызывающая ухудшение экономического состояния;

3) нейтральная, когда финансовые коэффициенты остаются в одном и том же положении.

Путем подсчета баланса положительных и отрицательных моментов можно получить общий вывод об изменениях финансового состояния предприятия.

Любая социальноэкономическая система может достичь своего наивысшего успеха лишь при наличии основного показателя, который заключается в том, что эта система должна находиться в состоянии неуклонного развития.

Развитие - приобретение нового качества, которое определяет усиление и устойчивость жизнедеятельности предприятия и его рост.

Предприятие рискует стать неконкурентоспособным, как бы успешно оно не функционировало, если целью руководства не является освоение новых технологий, на основе которых можно производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами.

Неконкурентоспособность - ослабление позиций на рынке сбыта, снижение количества потребителей продукции и уменьшение размеров прибыли.

Совсем недавно для экономики нашей страны эта проблема была особенно актуальна, так как она находилась на стадии перехода к рыночной экономике. Характерной чертой сложившейся тогда ситуации в российской экономике был общий спад производства и конкурентоспособности продукции, отсутствие заинтересованности большинства товаропроизводителей и осуществлений внедрения инноваций.

Кризис в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, проявляющимся в ряде факторов:

1) снижение управляемости процессами создания и внедрения новшеств;

2) отсутствие источников финансирования;

3) сворачивание деятельности исследовательских коллективов.

С учетом этого поиск вариантов решений задач управления инновационными процессами является важнейшей целью антикризисного управления.

Параллельно особенности и характер развития инновационных технологий определяет общая экономическая ситуация и закономерности ее развития, которые характерны непосредственно инновационной сфере. Их исследование протекает в рамках теории нововведений с момента ее происхождения.

Эдвард Деминг - известный американский экономист. Вся японская промышленность обязана ему рождением, развитием и мировым успехом. Он написал книгу "Выход из кризиса", в которой изложил свою программу управления корпорацией. Эта программа заключается в том, что "успех одних порождает сложные проблемы у других".

А ее суть Деминг сформулировал в 14 знаменитых принципах. Он призывает следовать этим принципам руководство всех компаний. Обозначим некоторые из них:

1) стремитесь к тому, чтобы совершенствование товаров и услуг было постоянным. Ваша цель - быть конкурентоспособным, обеспечить рабочие места и оставаться в бизнесе;

2) создайте систему подготовки кадров на имеющиеся вакансии;

3) беспрестанно стремитесь к усовершенствованию системы производства и обслуживания с целью повышать качество и производительность, а соответственно, непрерывно снижать затраты;

4) внедрите глобальную программу повышения квалификации и самосовершенствования;

5) добейтесь, чтобы каждый сотрудник участвовал в системе преобразований;

6) сформируйте группу эффективного руководства.

На практике эти принципы неизбежно связаны с формированием эффективной системы инновационного управления предприятием.

Они позволяют предприятию успешно функционировать, не сталкиваясь с кризисными ситуациями.

Теоретические знания, с помощью которых гораздо проще понять структуру инновационного процесса, основанного на инновационных циклах, являются важным условием восприятия целей и задач инновационного развития предприятия.

Й. Шумпетер - выдающийся австрийский экономист, которому принадлежит наибольший вклад в развитие теории инновации. В начале прошлого века он разработал свою теорию экономического развития.

По его мнению, основой экономического роста являются нововведения. В соответствии с разработанной им классификацией, нововведения это:

1) производство нового, ранее не известного потребителям блага. Либо создание этого блага нового качества;

2) освоение нового рынка сбыта, на котором до этого данная отрасль этой страны не была представлена;

3) нахождение или получение нового источника сырья;

4) внедрение нового способа производства, ранее не известного данной отрасли, основой которого являются научные открытия.

5) проведение соответствующей реорганизации.

Н. Д. Кондратьев - автор теории больших конъюнктурных циклов.

Он является представителем русских исследователей, внесших значительный вклад в развитие теории инноваций. С помощью теория Н. Д. Кондратьева многие специалисты в области управления получили возможность изучать причины спадов в промышленности и определять возможные пути преодоления кризисов за счет инновационного обновления капитала.

НИОКР - научно-исследовательские и опытноконструкторские работы.

На начальной фазе НИОКР проводились теоретические исследования и различные разработки. В результате их проведения появились новые знания, идеи, полезная информация высшего качества.

Фазы жизненного цикла продукции.

Существует фаза технологического освоения производства, основными целями которой считаются его подготовка к использованию результатов разработок и обеспечение необходимых условий. Здесь мы наблюдаем взаимодействие науки и производства, от которого зависят:

1) сроки внедрения и начало массового производства новых продуктов;

2) темпы освоения новшеств.

Также есть фаза тиражирования новых продуктов, сущность состоит в стабильном производстве, призванном обеспечить удовлетворение потребностей общества в конкретных видах изделий.

Последняя фаза показывает стадию, на которой рынок достигает насыщения.

Тогда происходит снижение объемов продажи, обеспечение спроса.

Можно обозначить ряд выводов, вытекающих из изучения жизненного цикла продукции.

Эти выводы стоит иметь в виду, изучая стратегию инновационного процесса.

1. Показатели изменения прибыли и объема продаж ярко показывают случаи успешного внедрения на рынок новшеств. Повышение прибыли значительно даже после компенсации всех затрат на НИОКР, требующих инвестиций.

Но в любом случае существует немалый риск неудачи новшества, внедряемого на рынок, так как инновационному процессу присуща неопределенность.

2. От способности разработать неоспоримо новый продукт зависит первоначальный успех. А вот уже последующая прибыль зависит от маркетинга и уровня производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: