Физическое развитие

• учить Дашу подражать движениям и действиям
взрослого: ходить по прямой дорожке за коляской,
мячом;

• учить ударять по мячу ногой из положения стоя;

• учить подниматься по лестнице и спускаться с нее,
попеременно поднимая ноги;

• учить бросать мячи в цель (в корзину). При затруд­
нениях используются совместные действия взрос­
лого с ребенком.

Подвижные игры выполняются по подражанию дей­ствиям взрослого: «Лошадки», «Котята», «Зайчики


прыгают», «Догони мяч», «Птички полетели», «Про­ползи через палатку», «Пройдем по камушкам», «Спу­стись с горки».

Познавательное развитие.

Сенсорное воспитание: развивать ориентировку на свойства и качества предметов.

Развивать ориентировку на форму:

учить различать кубик от шарика: шарики собирать на поднос, а кубики складывать в коробку; закры­вать коробочки разной формы соответствующими к ним крышками (игра «Спрячь игрушки»);

Развивать ориентировку на величину (выбор из двух):

•учить накрывать коробки крышками разных раз­меров: «Спрячь шарики»; складывать матрешки, кубики-вкладыши, пользуясь методом проб.

Ознакомление с окружающим. Учить Дашу обра­щать внимание на предметы и явления окружающей действительности: в доме обращать внимание, где сто­ят предметы, например телевизор: «Вот телевизор включили, а теперь — выключили». Обращать вни­мание на лампу: «Вот включили, огонек горит. А те­перь выключили, нет огонька — темно». «Вода в кра­не, включили — вода льется, выключили — воды нет. Дверь открыта — можно войти, дверь закрыта — нельзя войти». Выбирать определенные игрушки по показу («Выберем все колечки», «Расставим матре­шек», «Соберем мячики в корзину»). Выделять из нескольких предметов одежду, посуду («Покажи, где твоя тарелка, ложка. Покажи, где твоя куртка»).

На прогулке учить ходить за коляской; катать мяч и ходить за ним. Обращать внимание на явления при­роды: солнышко светит — тепло; дождик идет — вок­руг мокро; ветер дует — холодно; на животных — пти­цы, собаки, кошки.

Развитие речи и навыков общения. Продолжать формировать эмоциональное общение с близкими взрослыми, формировать активный эмоциональный отклик на происходящее: проводить игры «Ку-ку»,


«Кто там за дверью? Там папа! Кто под платочком? Там тетя!»

• Учить выполнять определенные действия: напри­
мер, «ручки хлопают, ножки топают», игра «В ямку
бух», «Сорока» и т. д.

•учить подражать движениям губ — «пи-пи-пи», «му-му», «ам-ам, «ду-ду», улыбаться — делать тру­бочку (повторить за взрослым); «спрятать язычок — нет язычка, высунуть язычок — вот он», щел­кать язычком; учить звукоподражанию и словам (при этом ребенок держит игрушку);

• учить понимать и произносить слова: стой, иди, не
падай, пить, пока, туда, вот, там; так, идем, хочу,
нет, вода; каша; Ляля.

Формирование предметно-игровых действий.

• учить выполнять предметно-игровые действия с иг­
рушками: «Кати-лови», «Покачаем куклу», «Уло­
жи спать мишку», «Заинька, баиньки», «Машина
поехала», «Машина би-би», «Ах, какой хороший»
(обыгрывание мягкой игрушки), «Успокой лялю»,
«Споем деткам песенку», «Колыбельная для Ванеч­
ки», «Я люблю свою лошадку», «Баю-бай, засы­
пай»;

• на занятиях целесообразно выполнять два вида дей­
ствий: предметно-практические действия с предме­
тами и предметные действия, выполняемые ребен­
ком по речевой инструкции;

• учить удерживать предмет в руках более продолжи­
тельное время (до 5 мин);

• выполнясь 2—3 элементарных действия с игруш­
ками по речевой инструкции «возьми, дай, держи,
кати, лови, брось, принеси».

Элементарные предметно-игровые манипуляции и действия с игрушками.

Задания: «Разбери пирамидку», «Собери матреш­ку», «Сложи кубики», «Построй башню», «Прокати шарик», «Надень колечко», «Налей водички», «Пус­ти рыбку в аквариум», «Опусти игрушки в сосуд». «Построй дорожку» (выкладывание из крупной моза­ики одного цвета), «Волшебные кирпичики» (выкла­дывание дорожки из кирпичей), «Закрой коробочку»»



«Накрой кастрюлю крышкой», «Поставь грибочки на место», «Собери грибы», «Посади елочки».

Формирование интереса к продуктивным видам деятельности.

Лепка — лепить прямыми движениями («Баран­ки»), учить соединять части предмета, прижимая их друг другу.

Рисование — развивать интерес к рисованию. Ри­совать фломастерами, красками (приемы наращивания от центра, примакивания, легкого прикосновения кон­чиком кисти). Выполнять задания совместно со взрос­лым — дорисовывать веревочку к шарику, иголки для ежика, веточки для вишенок, палочку для лопатки и т. д. Учить рисовать клубок.

Конструирование — взрослый строит из разного ма­териала (кирпичиков, палочек, кубиков) лесенку и обыгрывает ее. Затем предлагает ребенку действовать по подражанию.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Индивидуальная беседа с мамой о необходимос­
ти включения родителей в коррекционно-воспитатель-
ный процесс; просмотр видеозаписей занятий педаго­
га-дефектолога с ребенком; беседа педагога-дефекто-
лога о значимости целенаправленных занятияй для
психофизического развития ребенка (указывается вре­
мя и дата).

2. Наблюдение матери за проведением индивидуаль­
ного занятия педагога-дефектолога с Дашей; анализ
содержания занятия (какие игры использовались, их
цель, задачи, что удалось добиться, а какие задания
надо повторить дома), анализ педагогических приемов
работы с ребенком.

3. Посещение родителями лекций на темы:

• «Значение режима дня в жизни ребенка». В ходе лекций педагог раскрывает следующие вопросы: как лучше организовать режим прогулки, занятий и отдыха малыша в семье, как развивать самостоя­тельные действия ребенка в процессе выполнения режимных моментов (указывается время и дата про­ведения);


•«Роль предметно-развивающей среды в развитии ре­
бенка раннего возраста». В лекции будут освещены
следующие вопросы: что такое предметно-развива­
ющая среда; значение игрушки для общения ребен­
ка со взрослым; как организовать предметно-разви­
вающую среду в семье; просмотр видеозаписей о
предметно-развивающей среде для детей раннего
возраста; демонстрация развивающих игрушек
(указывается время и дата проведения).

•«Значение общения в жизни и развитии ребенка ран­
него возраста». В ходе лекции раскрываются следую­
щие вопросы: виды общения, их роль в психическом
развитии ребенка, когда и как организовать общение
взрослого с ребенком в условиях семьи, как органи­
зовать общение взрослого с ребенком на прогулке,
нужно ли ребенку общение с другими детьми. Лек­
ция сопровождается просмотром видеозаписей.

Приложение 4 Примерные конспекты музыкальных занятий

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1. «Как у наших, у ворот...»

Взрослый весело поет русскую народную песню «Как у наших, у ворот...» и, придерживая малыша сзади или держа за руку, помогает ему приближаться и удаляться от другого взрослого, стараясь вызвать ра­достные эмоции.

«Погремушечка, греми...»

Взрослый гремит «букетом» из ярких погремушек и напевает на мелодию русской народной песни «Как под горкой» следующие слова:

Погремушечка, греми, Наших деток весели! Громко, громко греми, Наших деток весели!

В паузах рассыпает их, вызывая у ребенка жела­ние взять игрушку. Помогает малышу действовать погремушкой под веселую песню.


«Хлоп, хлоп по ладошечке»

Малыш с помощью воспитателя протягивает руки ладонями вверх к музыкальному педагогу. Педагог легко похлопывает по ладошкам малыша, напевая на мелодию русской народной песни «И кумушка, и го­лубушка» следующие слова:

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп по ладошечке, Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп, моя крошечка!

Далее малыш с помощью воспитателя может похло­пывать по ладоням музыкального педагога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: