Важным этапом в развитии научного менеджмента было становление школы человеческих отношений и науки о поведении. Это направление зарождается на рубеже 30-х гг. XX века. Классическая школа, пройдя определенные этапы развития, в значительной степени исчерпала свои возможности. Поскольку школа человеческих отношений и науки о поведении возникла как реакция на недостатки классической школы, её иногда называют «неоклассической». Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам необходимо было изучать человека, его
психологические возможности и способности. Человеческий фактор, в отличие от предыдущих школ, стал рассматриваться как элемент эффективности любой организации. Отличительной чертой этой школы является перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Человек становится главным объектом внимания данной школы. Поведенческая школа и школа человеческих отношений широко использовала достижения психологии и социологии — наук о человеческом поведении в управлении. Ученые, представители данной школы, изучали поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя.
|
|
К ярким представителям этой школы относятся Гюго Мюнстенберг, Мери Паркер Фоллет, Элтон Мейо, Честер Барнард, Дуглас Мак-Грегор, Курт Левин, Крис Арджи-лис, Ренсис Лайкерт, Абрахам Маслоу, Фредерик Герц-берг, Дэвид Мак-Клелланд. Этим ученым принадлежит заслуга в разработке таких проблем менеджмента, как взаимодействие и коммуникация, власть и лидерство, поведенческие стереотипы и их мотивация, стиль руководства, изменение содержания работы и качества труда и т.п. Идеи представителей школы были направлены на поиски усиления организаций за счет повышения эффективности находящихся в их распоряжении человеческих ресурсов.
Справедливости ради следует отметить, что понимание важности влияния социально-психологических факторов на рост производительности труда пришло к известному английскому менеджеру Роберту Оуэну (1772—1851 гг.) задолго до начала XX века.
Работая директором ряда текстильных фабрик в Нью-Ленарке (Шотландия), Оуэн в период с 1800 по 1828 г. осуществил эксперимент, направленный на гуманизацию отношений между предпринимателями и рабочими: улучшались условия труда и быта, строилось жилье, торговля
шла по доступным для рабочих ценам, открывались школы, проводились мероприятия по облегчению женского и детского труда. Роберт Оуэн обращался к своим коллегам-управляющим с призывом относиться к «живым» машинам также внимательно, как и к «неживым». Он раньше других понял значение морального стимулирования рабочих. Оуэн появлялся на своих фабриках с лентами трех цветов: красным, зеленым и желтым. Ленты привязывались к станкам рабочих по следующему принципу: красные ленты — к станкам отлично работающих рабочих, зеленые — к станкам рабочих, имеющих средний уровень выработки, желтые — к станкам рабочих, не выполняющих нормы. Результат эксперимента был потрясающим — через два месяца на всех станках были привязаны красные ленты. Так без увеличения заработной платы Р. Оуэн добился роста производительности труда. Однако в XIX в. взгляды социалиста-утописта Роберта Оуэна широкой поддержки не получили.
|
|
Первая попытка применить психологический анализ к задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета Гюго Мюнстенбергом, которого можно считать предшественником школы человеческих отношений и науки о поведении.
ГУГО МЮНСТЕНБЕРГ (1863-1916)
Гуго Мюнстенберг родился 1 июня 1863 г. в Данциге, Восточная Пруссия (ныне польский город Гданьск). С юного возраста он мечтал посвятить себя медицинской карьере и с этой целью в 19 лет покинул родной город и направился в Лейпциг, где собирался изучать медицину. В 1887 г. в Гейдельбергском университете получил степень доктора медицины. Но этому предшествовало получение докторской степени по психологии (1885).
В 1891 г. Мюнстенберг получил должность профессора во Фрейбургском университете, где на свои средства организовал экспериментально-психологическую лабораторию. Он быстро заслужил репутацию блестящего экспериментатора и этим привлек внимание У. Джемса, мечтавшего стимулировать развитие молодой американской психологии притоком перспективных европейских кадров. По приглашению У. Джемса Г. Мюнстенберг в 1892 г. перебрался в США, получил профессорскую должность в Гарвардском университете.
В том же 1892 г. У. Джемс и Г. Мюнстенберг организовали в Гарварде психологическую лабораторию, которую последний и возглавил. Весь американский период работы Г. Мюнстенберга связан с Гарвардским университетом, для руководства которого он поначалу выступал предметом гордости, постепенно сменявшейся раздражением и недовольством. Но, так или иначе, Г. Мюнстенберг до конца жизни оставался гарвардским профессором и умер в буквальном смысле слова на кафедре — во время чтения лекции.
В области прикладной психологии Г. Мюнстенберг преуспел настолько, что затмил всех своих коллег, а число его публикаций в популярной периодике намного превысило число научных работ. Последнее вызывало особое раздражение коллег, в большинстве случаев обусловленное банальной завистью. Общественное же признание было ошеломляющим. Получить его консультацию стремились многие представители деловой элиты. Не говоря уже о том, что многочисленные щедрые гонорары позволили забыть о скудости академического жалованья.
Г. Мюнстенберг занимался судебной психологией (профилактика преступности, использование гипноза в практике допроса подозреваемых, психологическое тестирование с целью определения виновности). Попытки решения им последней проблемы видятся далеко не бесспорными, и современниками в итоге они были оценены негативно. Известен случай, когда суд признал виновным человека, обвиняемого в многочисленных убийствах, с точки зрения Г. Мюнстенберга — невиновного.
Другой сферой его интересов выступала психотерапия (его книга «Психотерапия» вышла в 1909 г.). Концепцию 3. Фрейда он не признавал и утверждал, что никакого бессознательного не существует. Достаточно сказать, что когда 3. Фрейд в 1909 г. посетил США, Г. Мюнстенберг специально уехал за рубеж, дабы избежать встречи с ним и не вступать в конфронтацию. Смысл психотерапии Г. Мюнстенберг видел в том, чтобы помочь пациенту забыть негативные переживания, устранить неприятные мысли, избавить его от привычек, мешающих жить. С этой целью им, в частности, применялся гипноз, который в ту пору вызывал крайне настороженное отношение.
|
|
Опробованные им приемы в ряде случаев продемонстрировали высокую эффективность, в частности при лечении алкогольной и наркотической зависимости, фобий и сексуальных расстройств. Это лишний раз заставляет убедиться, что в психотерапии не существует единственно верной системы (каковой, например, многие пытаются представить психоанализ) и позитивные результаты в разных случаях могут быть достигнуты самыми разными методами.
Еще одной сферой интересов Г. Мюнстенберга была педагогика, точнее — использование психологических закономерностей в школьной практике. Даже сегодня рассуждения Г. Мюнстенберга о психологии учебного процесса звучат актуально.
Однако самой важной сферой интересов Г. Мюнстенберга выступила индустриальная психология, понимавшаяся им чрезвычайно широко — в его работах на эту тему освещались проблемы профориентации (в частности, с применением психодиагностических процедур), управления персоналом, повышения трудовой мотивации и производственной дисциплины, преодоления негативного влияния монотонного труда и т.п.
Г. Мюнстенберг создал первую в мире школу промышленной психологии, доказав, что наилучший способ повысить производительность труда — подбирать работникам должности, которые соответствуют их индивидуально-психологическим особенностям, в частности характерологическим и интеллектуальным. Результаты этих наблюдений и исследований были обобщены им в книге «Психология и эффективность производства» (1915).
Именно с индустриальной психологией принято связывать оформление в особую научно-практическую отрасль так называемой психотехники, основоположником которой Г. Мюнстенберга и считают.
|
|
Ученый активно участвовал в общественной жизни. Так, накануне введения сухого закона он принял участие в дискуссии о целесообразности этого шага. Вопреки официальной политике он осмелился утверждать, что умеренное потребление спиртного, особенно пива, не может принести вреда и к тому же выгодно с коммерческой точки зрения, а вот всяческие запреты — это лишь стимул к злоупотреблениям (впоследствии вся история сухого закона в США подтвердила его правоту). Такая позиция привела в восторг немецких пивных магнатов, поставлявших свою продукцию в Америку, и побудила их пожертвовать крупные средства, с помощью которых Г. Мюнстенберг мог бы и далее способствовать, как они полагали, пропаганде германских ценностей в Америке.
Однако в атмосфере шпиономании, сгустившейся накануне первой мировой войны, этот шаг был воспринят общественностью крайне подозрительно. Г. Мюнстенберг, который и после начала войны продолжал придерживаться активной прогерманской позиции, подвергся общественному остракизму.
16 декабря 1916 г. затравленный ученый умер на глазах своих студентов от обширного инфаркта.
Похороны были скромные, никто из именитых персон, когда-то дороживших дружбой с ученым, на них не появился, и добрые слова, говорившиеся впоследствии о его достижениях, уже как бы и не адресовались самому Г. Мюнстенбергу, хотя по большому счету были им вполне заслужены. Создать психологию для бизнеса, промышленности или армии труднее, чем создать психологию для психологов, и это требует большего таланта.
Практическую психологию, применяемую для хозяйственных задач, он назвал психотехникой. Основной задачей психотехники считал разработку методов определения требований к людям определенных профессий. Он обосновал необходимость на предприятии кабинета психолога, отделил испытания профессиональной пригодности от обучения. В процессе профессионального отбора отсеивались люди, пригодные для данной профессии, применительно к конкретному предприятию. Г. Мюнстенберг предложил два метода выявления требуемых качеств у кандидатов: наблюдение и тест, причем, тестирование ценилось выше, так как оно требовало меньше времени и ставило испытуемых в такие условия, когда они вынуждены были проявлять требуемые качества. Метод тестирования Г. Мюнстенберг начал использовать на практике. К началу 30-х гг. XX века крупные промышленные предприятия развитых стран уже применяли психологические методы профессионального отбора кадров. Самой известной работой этого ученого является труд «Психология и экономическая жизнь». Видимо, Г. Мюнстенберг был первым осознавшим важность гуманизации управления и создавшим первую в мире школу практических психологов.
Яркой представительницей данной школы является Мери Паркер Фоллет — (1863—1933 гг.) известный американский социолог. Полный сборник её трудов был опубликован в Америке в 1942 г. под названием «Динамическая администрация».
МЕРИ ПАРКЕР ФОЛЛЕТ (1863-1933)
Мэри Паркер Фоллет — известный теоретик менеджмента. Родилась в 1863 г. (Куинс, штат Массачусетс). Училась в Академии Тайер, продолжила образование в Гарварде, затем в Кембридже. Позже, уже опубликовав труд «Спикер Палаты представителей» (первое время известна как ученый-политолог), Мэри получила степень бакалавра.
М.П. Фоллет интересовалась вопросами выбора профессии, образования взрослых и зарождающейся социальной психологией. Благодаря своей социальной работе (10 лет работы в г. Бостоне) развила ряд принципов групповых основ демократии и образования социальных связей. Ключевым компонентом теории стала концепция интеграции, которая опиралась на процесс взаимодействия индивидуумов из разных социальных слоев в маленьких группах. М. Фоллет безжалостно критиковала формальную социальную иерархию, которая подавляет развитие индивидуальности. Она утверждала, что с помощью группы отдельные люди могут достичь более полного воплощения своих собственных творческих возможностей. Цель групповых усилий заключалась в нахождении объединяющего целого, которое превосходило составляющие его части.
В работе «Созидательный опыт» М. Фоллет развивает идею о том, что посредством общения, дискуссий и совместной деятельности люди могут избежать возникновения скрытых идей у каждого из них и жить открыто во имя достижения общих целей. Любой конфликт интересов может быть разрешен четырьмя способами: добровольное согласие одной из сторон; борьба и победа одной стороны над другой; компромисс; интеграция. Первый и второй способы совершенно неприемлемы, потому что подразумевают использование силы или превосходства. Компромисс — явление бессмысленное и потому, что он изменяет суть вопроса, и оттого, что «истина не может быть у обеих сторон». Интеграция — поиск решения, удовлетворяющего обе стороны без компромисса и доминирования. Типичная для стиля М. Фоллет иллюстрация концепции интеграции: «Для примера возьмём самую простую ситуацию. Дело было в библиотеке Гарварда. Небольшой зал. Кто-то захотел открыть окно, я же хотела, чтобы окно было закрыто. Мы открыли окно в соседнем зале, где никто не сидел. Это не компромисс, потому что ни одно из желаний не было подавлено; мы оба получили то, что хотели. Я не хотела, чтобы каждое окно было закрыто. Я просто не хотела, чтобы на меня дул ветер. Второй человек не хотел, чтобы именно это окно было открыто; он просто хотел побольше свежего воздуха в помещении. Интеграция как раз и заключается в том, чтобы расширить возможность решения проблемы с помощью альтернатив».
В 20-е гг. XX в. М. Фоллет активно поддерживала идею представительства работников. Суть заключалась в том, что работники избирали представителей цеха или рабочего совета, которые участвовали в принятии управленческих решений. Таким образом, у всех работников появлялась возможность управлять. М. Фоллет считала, что руководители должны понимать: предприятие может работать лучше, если позволить
рабочим быть партнёрами в бизнесе. Цель представительства работников — не разделение власти, а её увеличение.
Таким образом, М. Фоллет пионерски выдвигает идею участия рабочих в управлении, призывает создавать на предприятиях атмосферу «подлинной общности интересов», на основе которой, по её мнению, можно обеспечить максимальный вклад всех сотрудников в эффективную организационную деятельность.
Исследуя проблему лидерства, М. Фоллет делает упор на влияние ситуации на взаимоотношения людей. Она определяет необходимые свойства лидера: «Самый лучший лидер знает, как заставить своих последователей самим почувствовать власть, а не просто осознать исключительно его (или её) власть». Лидерство не существует само по себе и уж тем более это не является статичным процессом с участием одного человека. Роль лидера возникает тогда и там, где она необходима. Когда проблема решена, лидер перестает быть нужным. Лидерство исчезает. Тем, кто хочет управлять, М. Фоллет советовала серьёзно относиться к профессии управленца. Менеджер должен понимать, что выполняет роль созидателя. Теории М. Фоллет во многом опередили свое время.
Первоначальной аудиторией, которой адресовались суждения М. Фоллет, была политическая элита. Благодаря исследованиям человеческого сотрудничества, М. Фоллет приобрела славу политического философа. Но к 1924 г. она потеряла всякий интерес к политической науке, потому что политология не смогла разрешить послевоенных проблем. Тогда Мэри обратилась к иной аудитории — к крупным бизнесменам и к их практике, не стеснённой догмами. Ее книги и лекции была популярны среди крупных предпринимателей того времени. Источник этой популярности в стройной теории, основанной на личном опыте и опыте других людей.
Считается, что М. Фоллет была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Это определение непосредственно связано с делегированием полномочий, которое означает передачу полномочий по выполнению задач работникам одновременно с ответственностью за их выполнение. Задачей руководителя, с точки зрения М. Фоллет, является умение добиться выполнения работы другими. Именно делегирование превращает человека, возглавляющего предприятие, в подлинного руководителя. М. Фоллет рассматривает делегирование как двусторонний процесс: нижние уровни управления организацией делегируют наверх функции администрации и координации деятельности, а верхние уровни администрации делегируют вниз право выполнять те или иные действия. Она давала практические рекомендации руководителям предприятий по осуществлению делегирования полномочий и ответственности.
М. Фоллет сформулировала идею о том, что решающее влияние на рост производительности труда оказывают не материальные, а психологические факторы. М. Фоллет считала, что в основе доктрины человеческих отношений должны лежать достижения научной психологии. Она критиковала предшествующие школы за односторонний подход к управлению, игнорирование психологических аспектов менеджмента. В докладах и статьях Мэри Паркер Фоллет нашли отражение основные положения школы человеческих отношений: «власть и авторитет», «ответственность и делегирование ответственности», «участие рабочих в управлении», «гармония интересов», «интеграция работающих», «психология и управление». Она рассматривала проблему конфликтов, выработала рекомендации для их разрешения. Примечательно, что конструктивный конфликт считала нормальным явлением в процессе деятельности организации и утверждала, что из конфликта ни в коем случае нельзя выходить с применением силы.
Опережая свое время, М.П. Фоллет еще в 20-е гг. XX в. говорила о «законе ситуации». Она доказывала, что очень важно учитывать в управлении, такие обстоятельства, как время, место. Различные ситуации требуют различных знаний, во взаимоотношениях с работниками руководитель должен исходить из ситуации, а не только из того, что предписывает ему занимаемая должность и реализуемая функция.
Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит одному из самых известных представителей школы Элтону Мэйо — профессору социологии, руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета (США).
ДЖОРДЖ ЭЛТОН МЭЙО (1880-1949)
Американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений». Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе Хоторнским. Основал движение «за развитие человеческих отношений» и стал одним из основоположников школы человеческих отношений.
Элтон Мэйо родился 26 декабря 1880 г. в Аделаиде (Южная Австралия) и был вторым ребенком в семье уважаемых колонистов. Ожидалось, что он пойдет по стопам своего деда и выберет профессию врача. Э. Мэйо поступил в медицинский институт. Однако на втором курсе он провалил экзамены и вернулся домой в полном расстройстве. Было сделано еще несколько попыток продолжить обучение, но они также оказались неудачными. Не добившись успеха в медицине, Мэйо решил пойти учиться на философский факультет (из всех предметов философия была ближе всего к медицине).
Академическая карьера Э. Мэйо в Австралии была успешной. В 1912—1921 гг. он преподаватель логики, психологии и этики, а затем профессор философии и психологии в Квинс-лендском университете (Брисбейн, Австралия).
В 1923 г. поступил в Школу финансов и коммерции при Пенсильванском университете США. В 1926 г, получил должность адъюнкт-профессора и руководителя отделения производственных исследований Гарвардского университета.
Однако Э. Мэйо так и не смог забыть о медицинском институте, и это наложило «медицинский» отпечаток на всю его работу. Когда он стал преподавать психологию, больше всего его интересовали ее клинические аспекты. Еще до приезда в США Э. Мейо начал изучать вопросы утомления и его роль в возникновении психопатологий в ходе трудовой деятельности. Устроившись в 1924 г. на работу в Пенсильванский университет, он сразу же начал применять на практике свои представления о проблеме утомления и выполнил несколько проектов, в которых показал, что перерывы для отдыха оказывают влияние на производительность, здоровье и снижают ощущение подавленности (депрессии). В ходе этих исследований он устанавливал на территории завода медицинские кушетки для того, чтобы рабочие могли отдыхать на них во время перерывов. Кроме того, оценивал ряд таких физиологических параметров, как пульс, кровяное давление, иногда брал анализы крови.
Внешний антураж его деятельности тоже был вполне «медицинским»: Э. Мэйо требовал, чтобы к нему обращались «доктор» (кстати, здесь не было неправды, он действительно был доктором, но доктором философии), а его секретарша была одета в белый халат, как медсестра. Э. Мэйо остро реагировал на любую критику своей работы со стороны медиков.
Значительный вклад в развитие социологии управления и индустриальной социологии внесли знаменитые Хоторнские эксперименты Э. Мэйо в компании «Вестерн Электрик» близ Чикаго (1927 —1932 гг.). Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения, стиль руководства и др.) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Э. Мэйо доказал особую роль человеческого и группового фактора. Во время Хоторнских экспериментов тяга к медицине сослужила Э. Мэйо хорошую службу. В одном случае он утверждал, что перерывы для отдыха вылечили рабочего от алкоголизма и ряда других вредных привычек, ведущих к саморазрушению. Однажды какая-то из участниц хоторнских экспериментов высказала неудовлетворенность своей работой, и производительность ее труда резко снизилась. Руководство в этой связи встревожилось, полагая, что представления Э. Мэйо и его коллег о «человеческих отношениях» оказались неверными. Поговорив с ней, поставил диагноз — анемия и «прописал» соответствующую диету и отдых. Это решило проблему, и производительность труда работницы достигла прежнего уровня.
Обобщение эмпирических данных привело ученого к созданию нового направления в менеджменте.
Умер Элтон Мэйо в Гилдфорде (Великобритания) 1 сентября 1949 г.
Известность приобрела серия экспериментов, проведенная Э. Мэйо на заводе «Вестерн Электрик» в городе Хо-торне, штат Иллинойс. В 1927 г. американский исследо-кательский совет пригласил Э. Мэйо принять участие в исследованиях по определению влияний условий труда на производительность. Опыты проводились 12 лет (с 1927 по 1939 г.) в несколько этапов и не имели аналога. Целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные. Результаты публиковались в течение 10 лет.
К началу опытов положение на заводе «Вестерн Электрик» было тяжелым, отмечалась низкая производительность труда и высокая текучесть кадров. Специалисты предприятия самостоятельно искали причины такого положения дел и выход из ситуации. Руководствуясь учением Ф.У. Тейлора, они исследовали влияние на производительность труда различных физических факторов (в том числе уровня освещенности рабочего места). Э. Мэйо, к которому обратились за помощью, усложнил эксперимент, меняя не только освещенность, но и время перерывов для отдыха, время работы, способы оплаты труда. В результате пришел к выводу, что эти факторы сами по себе не влияют на производительность труда. Важным оказалось внимание к персоналу, к человеческим отношениям, возникающим между работниками и руководителями в процессе труда.
На основании хоторнских экспериментов было сделано много интересных выводов:
■ проблемы производства должны рассматриваться с точки зрения человеческих отношений, с учетом социального и психологического факторов, которые играют особую, трудно переоценимую роль;
■ чрезвычайно важны взаимоотношения между рабочими, между рабочими и руководителями, признание роли руководителя в формировании социально-психологического климата в коллективе;
■ эксперимент положил начало созданию современной экспериментальной социологии труда. На её основе возникли самостоятельные дисциплины — «индустриальная психология» и «индустриальная социология». Были разработаны правила и подробная программа использования социологического метода интервьюирования;
■ было экспериментально доказано наличие в любой организации неформальных групп, которые создаются в рамках формальной организации, потому что люди испытывают потребность в принадлежности к общности, во взаимопомощи и во взаимозащите. Неформальные группы возникают как реакция на неудовлетворенность своим положением в формальных группах. В неформальных группах есть своя иерархия, задача, норма поведения и лидеры. Было доказано, что неформальные организации оказывают большое влияние на эффективность формальных организаций. Для неформальных групп характерно сопротивление изменениям, в которых они видят угрозу своему существованию. Поэтому любой руководитель должен уметь работать с неформальными группами, он должен стремиться к тому, чтобы стать не только формальным руководителем, но и неформальным лидером, что очень непросто.
Обобщающие итоги выводов по «Хоторнским экспериментам» были опубликованы в книге Э. Мэйо «Социальные проблемы индустриальной культуры».
В целом, необходимо отметить, что полученные Э. Мэйо результаты открыли новое направление в теории менеджмента. Его эксперименты явились важной вехой в определении роли личности и малых групп в организации, положили начало исследованиям взаимоотношений в организации, учету психологических явлений в группах, открыли новые направления в применении социологических и психологических методов в управлении.
Э. Мэйо показал, что конфликты между человеком и организацией можно снять, удовлетворяя потребности исполнителя. Доктрина человеческих взаимоотношений сменила классическую школу. Если Тейлор видел ключ к решению проблемы управления в жесткой регламентации производственного процесса, то Мэйо во главу угла поставил противоположное направление — человеческие отношения.
Определенный вклад в развитие данной школы внес американский исследователь, автор известной книги «Функции руководителя» Честер Барнард.
ЧЕСТЕР ИРВИНГ БАРНАРД (1886-1961)
Честер Барнард родился в Молдене, штат Массачусетс, в 1886 г. Его мать умерла, когда Ч. Барнарду исполнилось пять лет, и воспитанием мальчика занимались его дедушка и бабушка по материнской линии. Хотя семья испытывала серьезные материальные затруднения, ее члены всегда находили время для серьезных разговоров и чтения. Недостаток средств означал, что Ч. Барнард не мог поступить в колледж по окончании школы. Вместо этого, будучи музыкально одаренным, стал работать настройщиком пианино, зарабатывая три доллара в неделю. Одновременно с этим сумел подготовиться к поступлению в университет, посещая престижную школу Mount Herman School.
В 1906 г. он поступил на экономический факультет Гарвардского университета. В течение трех лет учебы обеспечивал себя сам, перепечатывая по вечерам студенческие диссертации и дирижируя оркестром, исполнявшим музыку для танцев. Хотя Ч. Барнард успешно закончил учебу в Гарварде, по ряду причин так и не смог получить ученой степени. Сам он говорил, что получил ученую степень трудным путем, а именно «заработал ее в бизнесе». Тем не менее, благодаря семейным связям, он смог устроиться в том же 1909 г. на должность статистика в компании «Аmeгiсаn Теlеphoneh and Теlеgraph» (АТ&Т).
Во время учебы в Гарварде Ч. Барнард начал изучать языки и овладел немецким, французским и итальянским. В АТ&Т он занялся изучением телефонных тарифов в разных странах мира, и здесь его лингвистические способности сослужили ему добрую службу. В 1915 г. занимает пост инженера по вопросам коммерции, а в 1922 г. становится помощником заместителя президента компании и главным управляющим пенсильванского отделения компании Веll Теlерhоnе Соmpany. В этот период он пишет небольшую журнальную статью, где впервые касается некоторых вопросов, которые впоследствии были освещены им в работе «Функции руководителя»). Основная тема работы — улучшение функционирования организации.
В 1925 г. Ч. Барнард представил в Пенсильванском государственном университете работу «Развитие способностей руководителя»). В ней он говорит о шести универсальных качествах руководителя: способность добиваться требуемых результатов в любом бизнесе и виде деятельности; организаторские способности; способность корректно ставить цели организации; способность поддерживать коллективный энтузиазм при кооперативной деятельности; уравновешенность и гибкость. Здесь он сближается с А. Файолем, особенно в вопросах развития управления и потребности сочетать врожденные таланты с формальным обучением.
Ч. Барнард продолжал свой служебный рост и в возрасте 41 года стал президентом отделения «Веll Теlерhоnе Соmpany» в Нью-Джерси. Тогда же он поступает и на государственную службу, став членом комитетов штата Нью-Джерси по чрезвычайным ситуациям и по перевоспитанию малолетних преступников. В годы Второй мировой войны он становится президентом.
В 1948 г., проработав почти 40 лет в компании АТ&Т, Ч. Барнард оставляет ее и становится президентом Фонда Рокфеллера, где активно продолжает работать и после выхода на пенсию.
Честер Барнард умер в 1961 г. Его вклад в представление о лидерстве и о процессе принятия решений, а также понимание важности ценностей и культуры организации по-прежнему продолжают оказывать влияние на развитие теории менеджмента.
Ч. Барнард дал определение формальной организации, её составных элементов и их назначения, выделил субъективные и объективные аспекты власти руководителя. Он рассматривал индивида как «стратегический фактор кооперации». К функциям менеджеров относил разработку наиболее эффективных путей поддержания жизнеспособности организации (принятие решений, стимулирование персонала, продуманная система коммуникации внутри организации). Ч. Барнард говорил о необходимости согласования кооперативных и индивидуальных компонентов организации, интересов предпринимателей и интересов рабочих. Он разграничивал понятия «результативность» и «эффективность» организации. Под результативностью Ч. Барнард понимал достижение цели кооперации — взаимоотношений индивидов друг с другом. Под эффективностью — удовлетворение индивидуальных мотивов работников.
Ч. Барнард различал два типа организации: формальную и неформальную.
Формальная организация, по его мнению, возникает при наличии следующих условий:
■ людей, стремящихся к общению друг с другом;
■ сознательного желания людей совместно трудиться;
■ общей цели.
Любая организация имеет общие элементы: цель, способность к общению, результативность и эффективность. Неформальная организация возникает в рамках формальной на основе общности интересов и симпатий людей. Под неформальной организацией Ч. Барнард подразумевал совокупность личных контактов и взаимодействий, а также ассоциированные группы людей. Неформальные организации, в отличие от формальных, не имеют общих целей.
Центральное место в организации занимает управляющий, основными функциями которого являются: определение стратегических целей, принятие управленческих решений, разработка системы коммуникаций, разработка структуры управления системой на основе её функций. Ч. Барнард считал необходимым создание организационной морали, которая может помочь менеджеру стать лидером.
Примерно в конце 50-х гг. XX в. школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук, или бихевиористскую школу (бихевиоризм от англ. ЬепаиЬоиг — поведение). Бихевиоризм — направление в психологии, в отличие от других теорий считающее предметом психологии поведение, а не сознание. Главным постулатом этой школы является повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук.
В общих чертах главной целью поведенческой школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.
Дуглас Мак-Грегор — один из самых ярких представителей школы поведенческих наук. Основные работы — «Человеческая сторона предприятия», «Профессиональный менеджер».