А. Файоль раскрыл содержание этого принципа девизом: «В единении — сила».
А. Файоль считал, что предлагаемые им принципы универсальны, то есть применимы в любой сфере деятельности. Они должны быть гибкими в работе с учетом ситуации, в которой осуществляется управление. Надо уметь ими оперировать. Это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры.
Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций обусловливают, как считал А. Файоль, особые требования, предъявляемые к людям, осуществляющим управленческую деятельность. По его мнению, руководителям предприятий должны быть присущи: «здоровье и физическая выносливость; ум и умственная работоспособность; нравственные качества; сознательная, твердая, упорная воля; активность; энергия; и, в известных случаях, отвага, мужество; ответственность, чувство долга, забота об общем интересе; значительный круг общих знаний; административные способности; дар предвидения и умение разрабатывать программы действий; организаторские качества, в особенности умение строить социальный организм; распорядительность; искусство управлять людьми, координировать и контролировать их действия; общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям; возможно, более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия профессии».
|
|
«Замечательно, — писал о данной классификации автор, — что из этих семи групп качеств и знаний, обладание коими обязательно для руководителей крупных предприятий, шесть групп слагаются из одинаковых элементов, какой бы ни была природа предприятия, и только седьмая группа допускает различные специальные условия для различного рода деятельности»1.
К условиям и качествам, необходимым для успешного осуществления управления, А. Файоль относил: искусство управлять людьми; большую активность; нравственное мужество; прочность служебного положения; профессиональную компетенцию; деловую опытность; глубокое знание своего персонала; устранение неспособных; знание условий договоров, существующих между предприятием и служащими; хороший пример, подаваемый начальником; контроль за изменениями в иерархической структуре предприятия; периодическое проведение совещаний с руководителями подразделений и специалистами предприятия для обеспечения единства управления и согласования усилий; умение добиться от персонала единства действия, инициативы и преданности делу.
В своей книге «Общее и промышленное управление» А. Файоль первым поставил проблему менеджмент-образования. Он не признавал существовавшую в то время систему подготовки руководящих кадров, утверждая, что исключительно инженерно-техническое образование не может отвечать общим запросам никакого предприятия, даже промышленного. А. Файоль призывал к включению в учебные планы инженерных вузов, в которых управление даже не значилось в программах, специальных курсов по подготовке будущих директоров к выполнению коммерческих, финансовых, административных и иных функций. Он также считал, что не только инженерно-технические работники, но и каждый член общества нуждается в знании основ административной деятельности, и предлагал включать эти курсы в учебные планы на всех ступенях системы общего образования.
|
|
Интересны и актуальны советы А. Файоля начинающим менеджерам:
■ дополняйте свои технические знания умением распоряжаться, предвидеть, организовывать и контролировать;
■ получайте необходимые ценные дополнения к вашему образованию общением с руководителями;
■ при общении с работниками тщательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных замечаний. Изучайте жизнь, поведение, характер рабочих;
■ при благоприятных отношениях с руководителями не злоупотребляйте их доверием;
■ при оценке окружающих вас людей соблюдайте должную сдержанность и меру, не допускайте необоснованной и недоброжелательной критики;
■ постоянно пополняйте свои знания и не отставайте от достижений современного общества;
■ помните, вас будут судить не по вашим знаниям, а по вашим действиям1.
А. Файоль значительно опередил свое время, выработав отношение к концепции организационного планирования. Он понял, что управление промышленным производством должно строиться с учетом постоянных изменений, присущих рыночным отношениям. Исследования А. Файоля привели не просто к совершенствованию системы Тейлора, а к разделению теории управления на два направления:
■ организация и управление непосредственно производственным процессом;
■ изучение общих проблем организации управления.
Интересны исследования последователей А. Файоля Лютера Гъюлика и Линд алла У рейка, которые в середине 30-х гг. XX века в Англии выпустили ряд книг, в которых проявили себя как систематизаторы и популяризаторы менеджмента. Им удалось в более целостном виде изложить учение как школы научной организации труда, так и административной школы, а также либерализовать теорию своих предшественников. Подход, который они для этого использовали, заключался не в ужимании исходной информации до коротких и содержательных положений, а, наоборот, в расширении концептуальных положений теории. Если у А. Файоля — пять функций и четырнадцать принципов, то у Л. Гьюлика и Л. Урвика — семь функций и двадцать девять принципов управления.
Приняв за основу файолевские функции управления, Л. Гьюлик и Л. Урвик более четко разграничили и систематизировали их. Ими окончательно был сформулирован перечень функций управления, который впоследствии почти не изменился. По их мнению, административная деятельность включает в себя:
1) планирование — постановку в широком аспекте подлежащих выполнению задач и указании способов их решения для достижения цели, стоящей перед предприятием;
2) организацию — создание формальной структуры подчиненности, на основании которой осуществляется разделение работы между подразделениями. Определяется и координируется их деятельность, направленная на достижение конкретной цели;
3) укомплектование штата — работу с личным составом, подбор и подготовку кадров и создание необходимых условий для трудовой деятельности;
4) руководство — постоянную функцию принятия решений и оформление их в виде приказов, инструкций, распоряжений;
|
|
5) координацию — обеспечение согласованных действий всех подразделений предприятия, образующих благодаря координации единое целое;
6) отчетность — обеспечение информацией вышестоящие инстанции и организацию собственной информации администратора и его подчиненных о ходе дел посредством докладов и проверок;
7) составление бюджета, включающее все, что связано с составлением финансовых планов бухгалтерии и финансовым контролем.
Данными авторами были сформулированы некоторые принципы менеджмента. Главным принципом в концепции Л. Гъюлика и Л. Урвика становится файолевский принцип порядка «место для каждого и каждый на своем месте». Он звучит теперь как необходимость «соответствия людей структуре». Исследователи считают, что структура должна разрабатываться хладнокровно, как любой технический проект. Ни в коем случае не стоит строить организационную структуру под людей.
Второй важный принцип у Л. Гьюлика и Л. Урвика — принцип единоначалия, который иначе называется принцип административной ответственности одного лица. Этот принцип практически совпадает с файолевским принципом. Одно лицо не может подчиняться сразу двум руководителям. Если принцип нарушается — это говорит о неэффективности управления.
Другим принципом, игравшим важную роль в «синтетической» теории Л. Гьюлика и Л. Урвика, является принцип «диапазона контроля». Если работа разнообразна, различного качества и рассосредоточена территориально, то один начальник способен эффективно руководить небольшим количеством людей. Впервые в научном менеджменте появляются «количественные рамки» эффективного руководства — три—шесть подчиненных. При большом количестве подчиненных руководитель неспособен руководить эффективно: его диапазон внимания ограничен психологическим устройством организма. Чтобы снизить нагрузку на руководителя, ученые предлагают делегировать часть полномочий помощникам (что особенно необходимо для высших менеджеров).
|
|
Четвертым важнейшим принципом Л. Гьюлик и Л. Урвик считали «принцип соответствия», провозглашенный Ф.Тейлором. Сущность принципа в том, что на всех уровнях управления власть и ответственность должны быть совпадающими и равными. Если власть больше ответственности
— это дорога к произволу, если власть меньше ответственности — результата деятельности не будет. Ответственность лиц, наделенных значительной властью, является абсолютной только в известных границах, обозначенных статусом и полномочиями данной должности, в рамках
своих полномочий руководитель несет всю полноту личной ответственности за действия подчиненных ему людей.
Считается, что Л. Гьюлик и Л. Урвик не сделали никаких новых открытий в теории и практике менеджмента. Возможно, что это так. Однако значение их работы состоит в том, что они объединили в одно целое подходы школы научной организации труда и административной школы, «подогнали» друг к другу различные принципы управления. После них теория менеджмента приобрела более систематизированный вид.
Проблемой эффективности работы организации занимались и менеджеры-практики, представители административной школы Джеймс Муни и Аллеи Рейли, работавшие под руководством Альфреда Слоуна в компании «Gеnегаl Мotors». Их перу принадлежат две известных книги «Прогрессирующая индустрия» (1931) и «Принципы организации» (1939).
Основная идея Д. Муни и А. Рейли заключается в том, что эффективная организация — это система, построенная на формальных принципах, которые логически связаны между собой и непротиворечивы. Организация — это одна из форм объединения людей для достижения общей цели. Достижение общей цели требует взаимопонимания. Поэтому руководство организации должно считать своей главной задачей создание благоприятного климата в организации и направлять на ее достижение все усилия работников.
По их мнению, организацию надо конструировать, положив в её основу принцип координации, скалярный принцип и функциональный результат. Какие бы цели ни преследовала организация, какого бы вида она ни была — без этих принципов в её создании не обойтись. Следует отметить, что этот теоретический вывод не раз был подтвержден Д. Муни и А. Рейли практически.
К ярким представителям школы принадлежит Альфред Слоун, теоретически и практически развивавший идеи школы административного управления.
АЛЬФРЕД П. СЛОУН (1875-1966)
Альфред П. Слоун родился в Нью-Хейвене (штат Коннектикут) в 1875 г. В 1895 г., по окончании Массачусетского технологического института, он получил диплом инженера-электрика. Работал конструктором в разных компаниях.
В 1916 г. Уильям С. Дьюрант, основатель «Gеnегаl Мotors Согрогаtion» (ОМ),
предложил А. Слоуну продать компанию «Нуаtt», руководителем которой он был, и перейти в СМ. Предложение было принято, вследствие чего А. Слоун стал президентом «Gеnегаl Мotors» и главным акционером компании. После того как в 1918 г. «Gеnегаl Мotors» слилась с СМ, А. Слоун стал совмещать пост президента «Gеnегаl Мotors» с обязанностями вице-президента GМ.
GМ была создана У. Дьюрантом из того, что было названо «сплавом производителя автомобилей и производителя отдельных деталей». У. Дьюранта явно не смог должным образом организовать созданное им предприятие, и эта слабость стала очевидной во время кризиса 1920 г., который оказал серьезное влияние на автомобильную промышленность. Он поставил производителей перед необходимостью серьезной реорганизации, обусловившей долгосрочные изменения в структуре отрасли.
А. Слоун стал главным администратором и президентом СМ в 1923 г., а в 1937 г. был избран председателем совета директоров. В 1956 г. он стал почетным председателем компании и оставался в этом качестве до конца жизни.
А. Слоун преобразовал организационную структуру компании. Основным принципом его структурной политики в ОМ являлся принцип децентрализации. Воплотить его в жизнь оказалось несложно, поскольку в ту пору, когда компанией руководил У. Дьюрант, подразделения компании и так были достаточно разобщены. А. Слоун считал, что правильная организация предполагает такое развитие координации, при котором сохраняются все преимущества децентрализации. Отдельные компании трансформировались в рабочие подразделения, каждое из которых возглавлял руководитель, имевший полный набор ответственности для руководства данным подразделением. Штабные функции, такие, как исследования, финансовая политика и стратегия сбыта, были переданы самостоятельным организационным единицам, обслуживавшим все семейство подразделений ОМ, не имея над ними непосредственной власти. А. Слоун сделал возможным превращение ОМ из свободного конгломерата автомобильных и прочих предприятий в связанную и скоординированную производственную структуру, на удивление полно сочетающую преимущества концентрации с гибкостью децентрализации.
Среди введенных А. Слоуном новаций были единая методика ведения бухгалтерских операций и единая маркетинговая организация. В 1919 г. А. Слоун начал работать над «Организационным исследованием», которое воплощало «концепцию децентрализации и эффективного делегирования властных полномочий». Впоследствии эти представления легли в основу его философии «индустриального менеджмента» и воплощены на практике в GМ.
Деятельность А. Слоуна принесла свои плоды: ассортимент компании стал разнообразным. Самым дорогим был «кадиллак», за ним следовали «бьюик», «окленд» и «олдсмобил»; последним был «шевроле», предназначавшийся для самого массового и дешевого рынка. В 1925 г. ОМ приступил к производству шестицилиндрового «понтиака».
Децентрализованная организационная структура, предложенная А. Стоуном для ОМ, вызвала очень большой интерес и быстро распространилась по всему индустриальному миру. Децентрализованное производство с централизованной координацией контроля позволило отдельным элементам ОМ эффективно работать над решением общих задач. А. Файоль сумел найти организационное решение для однопродуктовых производств. А. Слоуну же удалось решить ее для больших комплексных производств эры массового производства.
Среди представителей данной школы невозможно не отметить Макса Вебера — известного немецкого социолога, сторонника идеи рациональности в менеджменте. Его идеи определили направление развития социально-научного знания в XX веке, что было изложено, главным образом, в книге «Теория социальной и экономической организации».
МАКС ВЕБЕР (1864-1920)
Макс Вебер — крупный социальный теоретик, чьи идеи имеют непосредственное отношение к проблемам бизнеса и менеджмента.
М. Вебер родился в 1864 г. в Эрфурте, в Тюрингии, в состоятельной протестантской семье.
М. Вебер учился на юридическом факультете Гейдельбергского университета. После окончания учебы три года провел в Берлине, подрабатывая юристом и работая над докторской диссертацией «К истории средневековых торговых компаний». Он получил докторскую степень в 1889 г., стал преподавателем в университете и приступил к работе над новой темой «Значение аграрной истории Рима для публичного и частного права». В 1894 г. Вебер получает звание профессора политэкономии в университете Фрайбурга, а в 1897 г. становится профессором экономики в Гейдельберге. В этом же году умирает его отец, и это событие вызывает у Вебера кризис, серьезно подорвавший его психическое и физическое здоровье. Он слагает с себя профессорские обязанности и начинает странствовать по Европе и США, оставив на 20 лет преподавательскую деятельность. Его академические интересы постепенно смещаются из сферы права и экономики в сферу социологии. Относительная материальная обеспеченность позволяет ему заниматься независимыми научными изысканиями в течение всех этих долгих лет.
В 1918 г. Вебер возвращается к преподавательской деятельности, работая сначала в Вене, а затем в Мюнхене. В 1920 г. он становится одной из жертв эпидемии гриппа. От гриппа, осложненного пневмонией, Вебер умирает, оставив после себя множество незавершенных трудов.
Академические интересы Вебера затрагивали экономику, историю, религию, политику и социологию. К моменту смерти Вебера бумаги его находились в хаотическом состоянии, ни одна из его работ не была переведена на английский язык. Вебер так и не написал ни одной сколько-нибудь законченной работы, даже его труд («Экономика и общество»), являвшийся, по мнению большинства специалистов, его главной работой, лишен какого-либо плана, по сути — сборник ряда фрагментарных статей. Тем не менее, идеи Вебера представляют большую ценность.
Многие академические дисциплины (социология, экономика и философия) обязаны Веберу своим дальнейшим развитием. Для менеджмента особой интерес представляют идеи о рациональной природе человека и организационных структур в силу их значения для принятия управленческих решений. М. Вебер исследовал процессно-функциональный аспект менеджмента. Проблемы, им сформулированные, сохраняют актуальность в наши дни, а появившиеся на их основе неовеберовские теории применимы к проблемам современного общества в еще большей мере.
Особое внимание в своих работах М. Вебер уделил изучению проблем лидерства и структуры власти в организации, различал три типа организаций в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: харизматический, традиционный, идеальный.
1. Харизматический тип организации возникает тогда, когда ее возглавляет руководитель с харизматическими личностными качествами.
2. Традиционный тип организации — в случае смены в организации руководителя все ее работники подчиняются руководителю, заменившему прежнего лидера.
3. Идеальный (бюрократический) тип организации основан на специальном разделении власти. В основе бюрократического типа организации лежат знания, опыт и административные навыки.
Бюрократия определяет вертикальную иерархию в организации и опирается, как правило, на административные методы управления. Наличие бюрократии требует создания в организации административных служб, специализирующихся на управленческих функциях. Организация у Вебера должна работать как рациональная, обезличенная структура. Только бюрократический тип организации способствует, по мнению Вебера, достижению наибольшей эффективности производства.
Бюрократию он называет институтом профессионального чиновничества. Слово «бюрократия» происходит от французского «бюро» — канцелярия и греческого «кратос» — власть. Буквально, бюрократия — это власть канцелярии. Вебер рассматривает бюрократию как необходимую форму общественного порядка и эффективной организации, как выражение формальной рациональности, предполагающей повиновение, дисциплину, безличность, регламентацию, ограниченность ответственности, специализированное образование. М. Вебер называет тенденцию бюрократической организации тенденцией к абстрагированности, имея в виду тот факт, что для бюрократии люди исчезают как живые конкретные личности, превращаясь в своего рода некий абстракт, функцию общего механизированного и внешне безличного процесса.
Вебер сформулировал принципы построения «идеальной организации»:
■ вся деятельность по организации управления расчленяется на простейшие элементарные операции, выполнение которых формально закрепляется за отдельными звеньями;
■ каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью, авторитетом и правами, которые действуют только внутри организации. Организация строится на соблюдении принципа иерархичности: каждый член организации подчиняется должностному лицу, занимающему вышестоящее положение по служебной лестнице;
■ разрабатываются четкие правила, инструкции, стандарты, определяющие порядок работы и ответственность каждого члена организации, любой руководитель должен быть одинаково справедлив по отношению к своим клиентам и подчиненным, и в то же время должен сохранять необходимую «социальную дистанцию». Исключается использование эмоций и личных соображений;
■ идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности, без гнева и пристрастия, не проявляя никаких чувств и никакого энтузиазма. Если у руководителя складывается определенное позитивное или негативное отношение к подчиненному или клиенту, то оно неизбежно повлияет на его официальное решение, как правило, в ущерб делу. Устранение личных соображений в служебных делах является необходимой предпосылкой как беспристрастности, так и эффективности;
■ в организации должна существовать определенная кадровая политика, обеспечивающая стимулирование деятельности её членов. Каждому работнику следует занимать должность в соответствии со своей квалификацией и компетентностью, и он должен быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение работников по служебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжительности и успешности работы в организации. Материальное стимулирование необходимо производить с помощью системы заработной платы, продвижения по службе, установления пенсий. На материальном вознаграждении не должна сказываться личная жизнь работников;
■ в организации должна действовать четкая система контроля и санкций.
Вклад М. Вебера в развитие управленческой мысли состоит в разработке парадигмы теории бюрократии, выделении управленческой деятельности в самостоятельную сферу и высказывании мысли о необходимости включения в учебные планы вузов специального курса по управлению (администрации).
Таким образом, в рамках школы «административного управления» происходит дальнейшая эволюция научных взглядов на менеджмент. Усилиями А. Файоля, Л. Гьюли-ка, Л. Урвика, Д. Муни, А. Рейли, М. Вебера решается задача повышения производительности труда на предприятиях через улучшение организации управления предприятием.
Вклад представителей данной школы в теорию менеджмента можно суммировать следующим образом:
■ определена сфера деятельности администрации пред
приятия, состоящая из шести направлений:
— технологическая деятельность;
— коммерческая деятельность;
— финансовая деятельность;
— защитная деятельность;
— бухгалтерская деятельность;
— администрирование (руководство), понимаемое как основная сфера деятельности, сущность которой — воздействие на личный состав организации.
Обратим внимание на то, что в концепции А. Файоля деятельность администраторов непосредственно связана с управлением людьми в процессе осуществления базовой деятельности предприятия (например, производственной);
■ выделены основные функции управления: планирование (учет грядущего и выработка программы действий); организация (строительство двойного: материального и социального, — организма предприятия); распорядительство (принуждение персонала надлежащим образом работать); координация (связывание, объединение всех действий и усилий коллектива); контроль (забота о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и распоряжениям);
■ доказано, что процесс управления должен основываться на определенных правилах (принципах) управления. Выделенные четырнадцать принципов управления непосредственно связаны с организацией и управлением персоналом предприятия;
■ впервые были определены условия и качества, необходимые руководителю для успешного осуществления управления;
■ создана классическая бюрократическая модель организации.
Вклад административной школы в формирование теории и методологии управленческой науки трудно переоценить. Представителям школы удалось сформулировать и систематизировать общие принципы управления, универсальные функции управления, перечень требований, предъявляемых к руководителю организации. В рамках школы оформляются основные методы управления персоналом; появляются и становятся все более технологичными практически все современные функции кадроведческого цикла. Однако работник все еще не оценивается по достоинству. Для функционального подхода к управлению, который доминирует во время первой и второй школ, в научном управлении характерно упрощенное понимание взаимодействия людей в процессе труда и управления. Вместо человека, занятого в деловой организации, рассматривается лишь его функция — труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой.
Исследования ученых рассматриваемого периода привели не просто к совершенствованию системы Ф. Тейлора, а к разделению теории управления на два направления: организация и управление непосредственно производственным процессом; изучение общих проблем организации управления, среди которых явно выделяются проблемы кадровой политики и управления персоналом организации.