Лежит устойчивый, известный зрителю заранее и ожидаемый им тип-маска

"Чарли". Константный грим и костюм, константные приемы актерской игры,

типовые сюжетные ситуации и отнесенность к некоторому единому

человеческому типу в действительности позволяют говорить о единстве

этого образа, который может рассматриваться в качестве целостной

художественной структуры, Однако Мукаржовский обратил внимание на то, что единство образа не отменяет, а подразумевает его двойствен ность. Уже костюм Чарли двоится: верх его составляет элегантный котелок, манишка и бабочка, а низ - спадающие брюки и чудовищные, не по росту. ботинки (распределение верха и низа, конечно, не случайно). Сочетание в костюме крайней элегантности(напомним, что маска Макса Линдера была построена на последовательной "монолитной" элегантности светского льва; Чаплин начинал творить, когда комический стереотип Линдера был привычен публике и входил в ееожидание) и предельной оборванности, опущенности продолжалось и в жестахи мимике Чарли. Элегантные, безупречно светские движения, которыми Чарли приподнимает котелок или поправляет бабочку, сочетаются с жестами и

Мимикой бродяги Чарли - как бы два человека. И этим достигается

неожиданный эффект. Казалось бы, перед нами - устойчивая маска,

стереотипные ситуации, условные жесты. Следовательно, такой текст легче предугадать, чем сырую, "не сыгранную" серию последовательных

фотографий нехудожественной реальности? Оказывается, нет. Различные

Закономерности, перекрещиваясь создают необходимую неожиданность.

Именно в наи-менее подходящих ситуациях Чарли ведет себя как безупречный джентльмен. Черты светского человека проявляются в нем лишь только на экране создается контекст, в котором естественным выступает поведение бродяги, жулика, вора. Но как только контекст требует норм элегантного поведения, Чарли оказывается ма-леньким бродягой в чужом костюме.

Так, сюжет классической "Золотой лихорадки" скла-дывается из двух

половин. В одной действует Чарли-маленький бродяга, в другой -Чарли -

внезапно раз-богатевший миллионер. Чарли-бродяга наделен без-упречными

манерами светского человека. Вершиной является сцена, когда искатели

золота, голодающие зимой в горах, варят сапог. Разделывая эту

чудо-вищную пищу с помощью ножа и вилки, обсасывая гвоздики, как

косточки, съедая шнурки, как спагетти, Чарли демонстрирует безупречностьманер. Однако стоит ему сделаться миллионером, как перед нами ока-зывается человек в роскошной шубе или смокинге, ко-торый чешется,набивает рот и чавкает, как бродяга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: