Смысл такой игры в том, что герой в обоих случаях предстает перед нами

Как переодетый. В одном - это светский человек, переодетый бродягой, в

другом - бродяга, переодетый человеком высшего общества. Каждая из

сущностей переодетого диктует свои нормы поведения и свой тип ожидания

со стороны зрителей. Соотношение "герой - костюм" порождает комические

ситуации, но может быть источником и иных значений. В конце "Золотой

лихорадки" Чарли-миллионер встречает на пароходе девушку, которая

Отвергла его любовь в поселке золотоискателей, а теперь путешествует в

Третьем классе среди бедняков-переселенцев. Она не узнает своего бывшего поклонника в блестящем пассажире. Но вот Чарли переодевается в старые лохмотья, и героиня узнает его. Теперь переодевание - факт сюжета, и поэтому оно исчезает из игры: Чарли в костюме бродяги ведет себя как бродяга, он обретает целостность поведения. Он - маленький загнанный человечек с наивными и нелепыми жестами, таким же его воспринимает и героиня, и таким она его любит. Однако зритель помнит, что герой переодет. Если комизм нелепости может строиться как соединение несоединимого, как механическое слепливание разного, то целостный, тем более трагический, образ подразумевает, что разные и антагонистические с од-ной точки зрения элементы - с другой, неожиданной, нахождение которой и составляет сущность художест-венного открытия, оказываются едиными.

Мукаржовский подчеркивает способ, которым Чаплин предосте-регает зрителя от утраты ощущения единства образа. В "Огнях большого города" он ставит рядом с героем два персонажа, которые как бы "снимают" с единого, живого Чарди его противоположные лики: продав-щица цветов - слепая, миллионер - пьян. Оба они воспринимают Чарли в разных его проекциях. Продав-щица считает его сказочным принцем, "видит" лишь "элегантного" Чарли и не узнает, обретая зрение, сво-его героя в реальном чаплиновском персонаже.

Пья-ный пресыщенный миллионер ищет дружбы "простого человека", бродяги,но, протрезвев, не узнает Чарли, как и продавщица - прозрев. Чарли,окруженный тра-гическим непониманием, которого и любовь и дружба

воспринимают лишь "частями", должен быть воспри-нят зрителем как нечто

живое, целостное, единое.

Так создается поведение, которое одновременно представляет смесь двух

Противоположных типов пове-дения и единое, органичное - жизнь и судьбу

Одного человека. Этим достигается решение того парадокса высокой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: