Здесь очень точно указано на ту игру
ожида-нием аудитории, то постоянное колебание между ожив-лением ожидания и его разрушением, которое состав-ляет одну из основ неослабевающей информационно-сти текста.
Примером подобной игры с выпадением из роли и вхождением в нее, как
Правило, является исполнительство Марчелло Мастроянни. Так, в фильме
"Восемь с половиной" главный герой все время сопровождается различными
Проекциями его личности - появлением сцен детства, отражением его
Сущности в различных женщинах, снами, творчеством. Каждое из этих
Отра-жений не идентично другим (вернее, противоположно) и, одновременно,с ними отождествлено.
Просто проиллюстрировать эти ожидаемые
Но именно потому, что мы все время знаем, что эти пять- один человек, их постепенный, свободный от внешних эффектов, уход потрясает зрителей.
Осцилляция между двумя закономерностями соз-дает необходимую
Непредсказуемость (информатив-ность) в пределах каждой из них.
|
|
В качестве примера можно было бы сослаться еще на одно наблюдение:
Анализируя икону Богоматери кисти Андрея Рублева, П. А. Флоренский
Заметил, что верхняя и нижняя части лица святой дают резко от-личающиеся черты ее живописной характеристики.
Приведенные примеры заимствованы из комического и трагического,
Условного и бытового искусства и, как кажется, позволяют сделать вывод,что установление норм и выпадение из них, автоматизация и
Деавтоматизация составляют одну из глубинных закономерно-стей
Художественного текста. С особенной силой это проявляется в
Кинематографе.
Соположение разнородных элементов - широко применяемое в искусстве
Средство. Монтаж - частный его случай - может быть определен как
Соположение разнородных элементов киноязыка. Некоторые худо-жественные
стили ориентированы на острую конфликтность сталкиваемых элементов (так
Возникают метафорические Стили в прозаическом повествовании или
Резкая противопоставленность персонажей на сюжетном уровне). Но какой
Бы мы стиль ни избрали - по-ражающий контрастами или производящий
Впечатле-ние глубочайшей гармонии - в основе его механизма можно вскрыть
Соположение и противопоставленность элементов, ту внутреннюю
Неожиданность. конструк-ции, без которой текст был бы лишен
художественной информации.
Поэтому монтаж как факт киноязыка присущ и
Тому кинематографу, в котором он обнаженно лежит на поверхности и за
которым закрепилось наименование "монтажного",