Объём и структура международной торговли услугами

М\н торговля услугами - специфическая форма мирохозяйственных святей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Услуга - разнообразные виды деятельности, не имеющего материального носителя в явном виде.

2 вида услуг:

1. услуги, которые опосредуются вещно, они связаны с потребительскими товарами (материальные);

2. услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в к-ых он находится, их пр-во неотделимо от потребления (нематери-альные).

Специфической отраслью услуг является м\н туризм (м\н перемещения людей или путешествия), представляющие собой специфическую категорию МТ. Туристич-е услуги в м\н товарообороте выступают неким «невидимым товаром», он становится важным, иногда и единственным источником дохода для многих развитых и развивающихся стран).

160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов (по классификатору ООН):

1. Деловые услуги

2. Услуги связи

3. Строительные и инжиниринговые услуги

4. Дистрибьюторские услуги

5. Общеобразовательные услуги

6. Услуги по защите окружающей среды

7. Финансовые услуги и страхование

8. Услуги по охране здоровья и соц. услуги

9. Туризм и путешествия

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта

11. Транспортные услуги

12. Прочие услуги.

Особенности по сравнению с МТ товарами:

1. регулируются не на границе, а внутри страны положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги

2. услуга не подлежат хранению. Экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя.

3. ассортимент услуг, предлагаемый на мировых рынках < ассортимента на внутреннем рынке и < номенклатуры товаров, вовлеченных в м\н товарооборот

4. имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования. Производство и реализация услуги имеет большую гос. защиту.

5. м\н торговля услугами нах. в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие.

6. не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие в личное потребление, не могут быть вовлечены в хозяйственный м\н оборот.

Тенденции развития:

· снижение доли транспортных услуг,

· увеличение доли туризма в экспорте услуг

· развитие сегмента «особые частные услуги», куда входят финансовые услуги (страхование, аудиторские и т.д.)

· сокращение доли официальных и правительств услуг

Высокоперспективным и динамичным видом услуг становится обслуживание рынка по системе Интернет (Эл. торговля). Интернет предлагает новые услуги по использованию Эл. денег.

Основные формы услуг для предпринимательства

· менеджмент,

· аудит,

· лизинг,

· франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак),

· «ноу-хау» и др.

54. Значение внешней торговли для РС. Структура и географические направления торговли. Последствия торговой политики развитых стран по отношению к РС.

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь междудальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: