Для торговли продовольствием характерны сезонность производства и потребления, ограниченные сроки хранения продукции, дифференциация качества отдельных партий товаров, что обуславливает важную роль посредников, которые занимаются транспортировкой, складированием, доработкой товара и их доставкой до конечного потребителя.
Большую роль играют фьючерсные товарные биржи, объем операций на которых быстро растет
Нестабильность цен
Высока степень гос вмешательства (ограничения импорта, субсидии, кредитование экспорта, заключение межправительств соглашений, создание го компаний)
Широкое межгосударств сотрудничество (в рамках межд товарных соглашений)
Значительное распространение получили торги на закупку и продажу продовольствия
Широко используется внутрифирменная торговля (импортеры стремятся избежать посредничества экспортеров и выйти на прямой контакт с производителями, учреждая филиалы и дочерние фирмы, торговля с которыми осуществляется по трансфертным ценам – устанавливаются ниже рыночных для избежания высоких таможенных пошлин).
61. Договор купли- продажи.
Договор купли-продажи — это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену).
Договор купли-продажи является генеральной договорной конструкцией.В главе 30 выделяются виды договора купли-продажи: договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поставки для государственных или муниципальных нужд, договор контрактации, договор энергоснабжения, договор продажи недвижимости, договор продажи предприятия.
Договор купли-продажи создаёт у лиц, подписавших его, взаимные права и обязанности.
Договор купли-продажи является двухсторонним, может быть исключительно консенсуальным.
Продавец может не являться собственником товара.
Договор купли-продажи относится к числу важнейших традиционных институтов гражданского права, имеющих многовековую историю развития. Уже в классическом римском праве складывается в качестве консенсуального контракта emptio-venditio. Под ним понимался договор, посредством которого одна сторона — продавец (venditor) обязуется предоставить другой стороне — покупателю (emptor) вещь, товар (mегх), а другая сторона — покупатель обязуется уплатить продавцу за указанную вещь определенную денежную цену (premium). Римскому праву были известны договоры о продаже будущего урожая, в таких случаях применялся договор о продаже вещи будущей или ожидаемой (mei futurae sivi speratae), а продажа считалась совершенной под отлагательным условием. Договор купли-продажи мог иметь своим предметом также бестелесную вещь (res incorporales), то есть имущественное право (право требования, право осуществления узуфрукта и т. п.).
Исходя из определения договора купли-продажи, предусмотренного в ГК РФ, предметом договора является вещь (товар). Таким образом, данная договорная модель ориентирована, прежде всего, на возмездное отчуждение в вещное право материальных объектов. Вместе с тем, конструкция договора купли-продажи может применяться также для регулирования отношений по отчуждению имущественных прав.Имущественные права подразделяются на три основных группы: вещные, обязательственные и исключительные. Отчуждение вещных прав по договору купли-продажи очевидно невозможно в силу того, что это противоречит природе этих прав Так, к примеру, право собственности характеризуется качеством следования за вещью и эта связь неразрывна. Одним из исключений может являться отчуждение доли в праве общей собственности. Для отчуждения исключительных прав существуют собственные правила (например, лицензионный договор). Отчуждению же прав обязательственной природы по модели купли-продажи препятствий нет. Оформление цессионных отношений по сути представляет собой куплю — продажу (в случае возмездной уступки права). Договор купли-продажи является возмездным, двусторонним, взаимным и консенсуальным договором.
Единственным существенным условием договора купли-продажи в РФ является его предмет. Согласование условия о предмете означает установление наименования и количества товара. Цена не является существенным условием, и в случае, если в договоре она не установлена, её определение происходит по правилам ГК РФ (сходные товары в сходных условиях). Цена является существенным условием для следующих видов договоров: 1) розничной и оптовой купли-продажи; 2) купли-продажи недвижимости; 3) купли-продажи предприятия. Срок является существенным условием для договора поставки. Для отдельных видов купли-продажи к существенным условиям относят: срок (договор поставки) и цену (договор купли-продажи предприятия, договор купли-продажи недвижимости). Признаки договора купли продажи — консенсуальный, двусторонний, возмездный, взаимообязывающий, публичный, взаимосогласованный, бессрочный.
62. Международный лизинг.
Лизинг, как экономико-правовая категория, представляет собой особый вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.
В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, разделяют:
внутренний лизинг, когда все участники сделки представляют одну страну;
внешний (международный) лизинг, когда стороны представляют разные страны.
международный лизинг может осуществляться в двух формах:
прямой, когда в сделке стороны принадлежат разным странам.
Косвенный, когда сделка проводится лизингодателем и лизингополучателем одной страны, при этом хотя бы одна из сторон строит свою деятельность и имеет капитал совместно с зарубежной фирмой, т. е. является совместным предприятием. Этот момент специально отмечен в российском лизинговом законодательстве, где говорится, что субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если российская лизинговая компания сумела получить кредит в иностранном банке и профинансировать сделку по внутреннему лизингу, то такой лизинг будет отнесен к внутреннему.
Международный лизинг, в свою очередь, подразделяется на импортный, когда зарубежной стороной является лизингодатель, и экспортный, когда зарубежной стороной является лизингополучатель.
63. Международный консалтинг.
Консалтинг – это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйством руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений.
Консалтинговые услуги чаще всего осуществляются в форме консалтинговых проектов, а не в форме устных, разовых советов. Они включают в себя следующие основные этапы:
1) диагностика (выявление проблем);
2) разработка решений;
3) внедрение решений.
В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп. Классификация видов консалтинговых услуг приведена ниже.
1. Общее управление. (1.01. Определение эффективности системы управления. 1.02. Оценка бизнеса. 1.03. Управление нововведениями. 1.04. Определение конкурентоспособности / изучение конъюнктуры рынка. 1.05. Диверсификация или становление нового бизнеса. 1.06. Международное управление. 1.07. Оценка управления. 1.08. Слияние и приобретение. 1.09. Организационная структура и развитие. 1.10. Приватизация.
1.11. Управление проектом. 1.12. Управление качеством. 1.13. Реорганизация инженерных служб. 1.14. Исследование и развитие. 1.15. Стратегическое планирование.)
2. Администрирование. (2.01. Анализ работы канцелярии. 2.02. Размещение и перемещение отделов.
2.03. Управление офисом. 2.04. Организация и методы управления. 2.05. Регулирование риска. 2.06. Гарантии безопасности. 2.07. Планирование рабочих помещений и их оснащение.)
3. Финансовое управление. ( 3.01. Системы учета. 3.02. Оценка капитальных затрат. 3.03. Оборот фирмы.
3.04. Снижение себестоимости. 3.05. Неплатежеспособность (банкротство). 3.06. Увеличение прибыли.
3.07. Увеличение доходов. 3.08. Налогообложение. 3.09. Финансовые резервы.)
4. Управление кадрами. ( 4.01. Профессиональное движение и сокращение штатов. 4.02. Культура корпорации. 4.03. Равные возможности. 4.04. Поиск кадров. 4.05. Отбор кадров. 4.06. Здоровье и безопасность.
4.07. Программы поощрение. 4.08. Внутренние связи. 4.09. Оценка работ. 4.10. Трудовые соглашения и занятость. 4.11. Обучение менеджменту. 4.12. Планирование рабочей силы. 4.13. Мотивация. 4.14. Пенсии.
4.15. Анализ функционирования. 4.16. Психологическая оценка. 4.17. Вознаграждение. 4.18. Повышение квалификации работников.)
5. Маркетинг. ( 5.01. Реклама и содействие сбыту. 5.02. Корпоративный образ и отношения с общественностью. 5.03. Послепродажное обслуживание заказчиков. 5.04. Дизайн. 5.05. Прямой маркетинг.
5.06. Международный маркетинг. 5.07. Исследование рынка. 5.08. Стратегия маркетинга. 5.09. Разработка новой продукции. 5.10. Ценообразование. 5.11. Розничная продажа и дилерство. 5.12. Управление сбытом.
5.13. Обучение сбыту. 5.14. Социально-экономические исследования и прогнозирование.)
6. Производство. ( 6.01. Автоматизация. 6.02. Использование оборудования и его техническое обслуживание.
6.03. Промышленный инжиниринг. 6.04. Переработка материалов. 6.05. Регулирование внутреннего распределения материалов. 6.06. Упаковка. 6.07. Схема организации работ на предприятии. 6.08. Конструирование и совершенствование продукции. 6.09. Управление производством. 6.10. Планирование и контроль за производством. 6.11. Повышение производительности. 6.12. Закупки. 6.13. Контроль качества.
6.14. Контроль за поставкой узлов и деталей.)
7. Информационная технология. ( 7.01. САПР/АСУ. 7.02. Применение компьютеров в аудите и оценке.
7.03. Электронная издательская деятельность. 7.04. Информационно-поисковые системы. 7.05. Административные информационные системы. 7.06. Проектирование и разработка систем. 7.07. Выбор и установка систем.)
8. Специализированные услуги.( 8.01. Обучающее консультирование. 8.02. Консалтинг по управлению электроэнергетикой. 8.03. Инженерный консалтинг. 8.04. Экологический консалтинг. 8.05. Информационный консалтинг. 8.06. Юридический консалтинг. 8.07. Консалтинг по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению. 8.08. Консалтинг в государственном секторе. 8.09. Консалтинг по телекоммуникациям. Приведенная классификация является предметной. Консультанты вырабатывают рекомендации по выполнению вышеперечисленных функций менеджеров.
64. международный инжиниринг.
Как самостоятельный вид международных коммерческих операций инжиниринг (англ. Engineering - изобретательность, знание) представляет собой инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов.
Инжиниринг является определенной формой экспорта услуг (передачи знаний, технологии и опыта) из страны производителя в страну заказчика. Он охватывает комплекс работ по проведению предварительных исследований, подготовке технико-экономического обоснования, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции.
Всю совокупность услуг инжиниринга можно разделить на две группы:
1) услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;
2) услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции, т.е., рентабельного производства.
Кроме того, к инжиниринговым услугам относят деятельность, связанную с оптимизацией процессов эксплуатации, управления предприятием и реализацией его продукции.
В состав первой группы входят предпроектные услуги, проектные, послепроектные, специальные услуги. Предпроектные услуги включают изучение рынка, осуществление полевых исследований, разведку ископаемых, застройку регионов и т.п.
Проектные услуги включают базисный и детальный инжиниринг. Базисный инжиниринг - это подготовка предварительных исследований и проектов, генерального плана, оценка стоимости проекта и т.п. Детальный инжиниринг - это представление предложений по окончательному проекту, подготовка рабочих чертежей, технической документации и т.п.
Послепроектные услуги включают в себя услуги по подготовке контракта, организации торгов, ведению проекта, надзору и инспекции за осуществлением работ, проведению приемных испытаний, подготовке персонала и условий для сбыта продукции.
Специальные услуги - это услуги, обусловленные конкретными проблемами создания данного объекта (экономические исследования, юридические процедуры и т.п.).
В основе организации международной торговли инжиниринговыми услугами лежит заказной метод осуществления работ, базирующийся на контракте, заключенном между заказчиком и зарубежной инжиниринговой фирмой.
В международной торговле инжиниринговыми услугами выбор фирмы-исполнителя происходит в процессе прямых переговоров или в ходе подрядных торгов (тендеров).
В международной практике оказание инжиниринговых услуг нередко сопровождается передачей заказчику прав на использование запатентованных технических решений, технологических процессов и «ноу-хау». Это ведет иногда к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологией». В действительности инжиниринговые услуги - это способ (форма) передачи новых технологических и других знаний, но сами услуги представляют собой товар, отличный от технологии.
В случае, когда оказание инжиниринговых услуг сопровождается передачей технологий, подобное действие в западных странах определяется термином «техническое содействие».
Техническое содействие осуществляется, как правило, генеральным подрядчиком или владельцем технологии либо консультантом.
Техническое содействие может заключаться не только в передаче технологии, ее использовании, эксплуатации и ремонте, но и в организации и проведении консультантом обучения и профессиональной подготовки специалистов заказчика (консультационный инжиниринг).
В настоящее время консультационный инжиниринг играет важную роль в продвижении крупных компаний по производству машин и оборудования на международные рынки. Зарубежные специалисты, подчеркивая значимость инженерного консультирования, отмечают, что девиз капитализма XIX в. «торговля идет за флагом» в наше время сменился на девиз «торговля следует за техническими услугами».
В последнее время на международном рынке услуг появился новый вид услуг - услуги реинжиниринга, которые оказывают зарубежные реинжиниринговые фирмы.






