Из всех маркетинговых средств воздействия на потребителя только цена приносит доход. Она в значительной мере определяет поведение потребителя по отношению к товару, поэтому предприятия должны уделять особое внимание цене и ценовой политике.
Для наиболее правильного определения цены, выбора эффективной ценовой политики необходимо хорошо представить закономерности ценообразования в условиях рынка в целом и механизм формирования цены каждой конкретной сделки.
В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Тем не менее, выбор общего направления в ценообразовании, подход к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объёмов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия является прямой функцией маркетинга.
Роль цены и ценовой политики:
- перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги.
- цены находятся в тесной взаимозависимости с другими переменными параметрами маркетинга и деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы.
Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объём прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи.
|
|
Историческое значение цены
Цена как важнейший фактор, определяющий выбор покупателя (это положение до сих пор справедливо для бедных стран среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления).Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться такие ценовые факторы, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.
Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному:
1. в мелких фирмах цены часто устанавливаются высшим руководством;
2. в крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений и управляющие по товарным ассортиментам. Но и здесь высшее руководство определяет общие установки и цели политики цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов;
|
|
3. в отраслях, где в силу их специфики факторы ценообразования играют решающую роль (аэрокосмическая промышленность, железные дороги, нефтедобывающие компании), фирмы часто учреждают отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям;
4. к числу тех, чье влияние также сказывается на политике цен, относятся управляющие службой сбыта, заведующие производством, управляющие службой финансов, бухгалтеры.