Требования к государственному экзамену

НОУВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной психологии

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АТТЕСТАЦИИ

направление подготовки «Управление персоналом»
профиль «Управление персоналом организации»
квалификация (степень) бакалавр
  форма обучения очная, заочная
    Разработчики:
  Бусыгина Инна Сергеевна д.псих.н., доцент

Екатеринбург

  УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе _________________ И. К. Кощеева ________ 2012 г.
  СОГЛАСОВАНО: Декан факультета Социальной психологии _________________ Е.Б.Перелыгина 12 сентября 2012 г.
ПРИНЯТО: Ученым советом факультета социальной психологии  
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Решением кафедры управления персоналом Протокол заседания № 1 от 10 сентября. 2012 г.  

© НОУВПО Гуманитарный университет

© Бусыгина И.С.


Программа государственной аттестации составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к освоению основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Управление персоналом».


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Итоговая государственная аттестация предусматривает оценку качества освоения основной образовательной программы и включает проведение государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).

Требования к государственному экзамену

Государственный экзамен носит междисциплинарный характер и направлен на комплексную оценку освоения выпускниками общекультурных общепрофессиональных, организационно-управленче­ских и проектных компетенций и его готовности решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.

Программа государственного экзамена включает основные темы дисциплин профессионального цикла рабочего учебного плана. Кроме того, тематика и содержание программы предполагает высокую степень взаимосвязи с другими специальными дис­циплинами.

Билет государственного экзамена содержит три вопроса. Первые два вопроса включают материал теоретического характера и диагностируют уровень знаний студентов, полученных при освоении основной образовательной программы. Третий вопрос имеет практическую направленность, формулируется в форме кейса, практического задания, которое студенты выполняют в период подготовки к государственному экзамену. Выполнение практического задания позволяет определить уровень приобретенных выпускником умений и владений навыками управленческой деятельности Теоретические вопросы и практическое задание билета государственного экзамена пол­но­стью соответствуют объему учебного матери­ала, его характеру и сте­пени активизации познавательной деятельности студентов, что позволяет диагностировать уровень овладения следующими компетенциями:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

· знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

· способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

· умением анализировать и оценивать исторические события и процессы в их динамике и взаимосвязи (ОК-4);

· владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

· умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6),

· способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОК-7);

· готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладанием навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОК-8);

· способностью находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты (ОК-9);

· знанием и умением использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-10);

· стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию, умением расставлять приоритеты, ставить личные цели, способностью учиться на собственном опыте и опыте других (ОК-11);

· умением критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес (ОК-12);

· осознанием социально-экономической значимости будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-13);

· способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14);

· владением одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-15);

· владением методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-16);

· наличием представления о роли и значении информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний (ОК-17);

· владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-18);

· способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-19);

· способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации (ОК-20);

· учетом последствий управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-21);

· осознанием основ современной философии и концепций управления персоналом, сущности и задач, закономерностей, принципов и методов управления персоналом, умением применять теоретические положения в управленческой деятельности по отношению к персоналу (ОК-22);

· владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-23);

· приверженностью этическим ценностям: уважением человеческого достоинства, честностью, открытостью, справедливостью, порядочностью, доброжелательностью, терпимостью (ОК-24).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· в области организационно-управленческой и экономической деятельности:

· знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации и умением применять их на практике (ПК-1);

· знанием основ стратегического управления персоналом и умением применять их на практике (ПК-2);

· знанием основ кадрового планирования и умением применять их на практике (ПК-3);

· знанием основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умением применять их на практике (ПК-4);

· знанием основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала и умением применять их на практике (ПК-5);

· знанием основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала и умеет применять их на практике (ПК-6);

· владением методами деловой оценки персонала при найме и готовностью применять их на практике (ПК-7);

· знанием основ профориентации персонала и умением применять их на практике (ПК-8);

· знанием принципов формирования системы адаптации персонала, разработки и внедрения программ адаптации и умением применять их на практике (ПК-9);

· знанием основ научной организации и нормирования труда, владением навыками анализа работ и проведения анализа рабочих мест и умением применять их на практике (ПК-10);

· способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);

· знанием видов, форм и методов обучения персонала (ПК-12);

· знанием основ управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала и умением применять их на практике (ПК-13);

· знанием основ организации работы с кадровым резервом и умением применять их на практике (ПК-14);

· умением определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки персонала (в том числе аттестации) в соответствии со стратегическими планами организации (ПК-15);

· умением разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала (в том числе аттестации) и владением навыками проведения текущей деловой оценки (в том числе аттестации) различных категорий персонала (ПК-16);

· знанием принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала, в том числе оплаты труда, и умением применять их на практике (ПК-17);

· знанием порядка применения дисциплинарных взысканий (ПК-18);

· знанием основ политики организации по безопасности труда и умением применять их на практике (ПК-19);

· знанием основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчеты продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умением применять их на практике (ПК-20);

· владением технологиями управления безопасностью труда персонала (ПК-21);

· знанием Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ПК-22);

· знанием процедуры приема, увольнения, перевода на другую работу и перемещения персонала в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, владением навыками оформления сопровождающей документации (ПК-23);

· знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда (ПК-24);

· знанием Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов в части определения ответственности за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ПК-25);

· знанием Гражданского кодекса Российской Федерации в части, относящейся к деятельности кадровой службы (ПК-26);

· знанием содержания основных разделов Социального права, Миграционного права – касающихся социально-трудовой сферы, содержания основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ и др.) (ПК-27);

· знанием основ разработки и внедрения корпоративных стандартов в области управления персоналом (ПК-28);

· владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры (ПК-29);

· владением навыками разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках и пр.) (ПК-30);

· знанием основ разработки и внедрения кадровой и управленческой документации, оптимизации документооборота и схем взаимодействия между подразделениями (ПК-31);

· владением навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (составляет документы о поощрениях и взысканиях) (ПК-32);

· знанием основ разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений и сопровождающую документацию (ПК-33);

· владением навыками ознакомления сотрудников организации с кадровой документацией и действующими локальными нормативными актами (ПК-34);

· умением вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, знанием основы кадровой статистики, владением навыками составления кадровой отчетности (ПК-35);

· знанием требования и владением навыками по обеспечению защиты персональных данных сотрудников (ПК-36);

· владением навыками работы с внешними организациями (Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Государственной инспекцией труда Российской Федерации, кадровыми агентствами, службами занятости населения) (ПК-37);

· владением навыками ведения взаимодействия по кадровым вопросам с Национальным союзом кадровиков, профсоюзами и трудовым коллективом (ПК-38);

· знанием основ возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умеет применять их на практике (ПК-39);

· владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению (ПК-40).

· в области информационно-аналитической деятельности:

· владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала (ПК-41);

· умением рассчитывать численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации (ПК-42);

· владением навыками анализа конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала (ПК-43);

· умением составлять описания функционала сотрудников и подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции) (ПК-44);

· владением методами оценки и прогнозирования профессиональных рисков (ПК-45);

· владением методами анализа травматизма и профессиональных заболеваний (ПК-46);

· знанием основ оценки социально-экономической эффективности разработанных мероприятий по охране труда и здоровья персонала (ПК-47);

· владением навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области работы с персоналом (ПК-48);

· владением навыками и методами сбора информации для выявления потребности и формирования заказа организации в обучении и развитии персонала (ПК-49);

· владением навыками получения обратной связи и обработки результатов обучения и иных форм профессионального развития персонала (ПК-50);

· умением оценить эффективность текущей деловой оценки (в том числе аттестации) персонала, владением навыками получения обратной связи по результатам текущей деловой оценки персонала (ПК-51);

· знанием основ оценки качества управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и работы с кадровым резервом и умением применять их на практике (ПК-52);

· владением навыками контроля за использованием рабочего времени (ПК-53);

· умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение (ПК-54);

· знанием основ подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и умением использовать их на практике (ПК-55);

· знанием и умением применять на практике методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования в организации (ПК-56);

· владением навыками анализа и диагностики состояния социальной сферы организации (ПК-57);

· способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-58);

· владением важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей (ПК-59);

· знанием основ проведения аудита и контроллинга персонала и умением применять их на практике (ПК-60);

· владением методами и программными средствами обработки деловой информации, навыками работы со специализированными кадровыми компьютерными программами и способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы при решении задач управления персоналом (ПК-61);

· знанием корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации, владением навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций (ПК-62);

· способностью провести исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации (ПК-63).

· в области социально-психологической деятельности:

· способностью целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом (ПК-64);

· способностью и готовностью участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации (ПК-65);

· способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат) (ПК-66);

· умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива (ПК-67);

· владением навыками диагностики организационной культуры и умением применять их на практике (ПК-68);

· умением обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации (ПК-69);

· владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами (ПК-70);

· способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания (ПК-71);

· владением навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам (ПК-72);

· в области проектной деятельности:

· знанием основ организационного проектирования системы и процессов управления персоналом, умением осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-73);

· способностью вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом (ПК-74);

· готовностью к разработке процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала (ПК-75);

· знанием основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом и готовностью использовать их на практике (ПК-76);

· знанием основ проведения и методов оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала (ПК-77);

· способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-78).

В результате ответов на вопросы государственного экзамена выпускники должны продемонстрировать готовность к участию в профессиональной организационно-управленческой, экономической, научно-технической, плановой, проектно-экономической, аналитической и научно-исследовательской деятельности в службе управления персоналом.

Бакалавр должен:

- иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

- понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

знать:

- теоретические основы и закономерности функционирования экономики, включая переходные процессы;

- принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений;

уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;

- использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

- критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

- уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач;

владеть:

- специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии

- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

- основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

Требования к бакалаврской работе

Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) выполняется в форме проекта. К выполнению проекта допускаются студенты, успешно сдавшие государственный экзамен и прошедшие преддипломную практику.

Требования к содержанию, объему и структуре проекта приводятся в методических рекомендациях по разработке и оформлению выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы).

1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

  • разработку философии, концепции, кадровой политики и стратегии управления персоналом;
  • кадровое планирование и маркетинг персонала;
  • найм, прием, оценку, аудит, контроллинг и учет персонала;
  • социализацию, профориентацию, адаптацию и аттестацию персонала;
  • трудовые отношения;
  • управление этическими нормами поведения, организационной культурой, конфликтами и стрессами; управление занятостью;
  • организацию, нормирование, регламентацию, безопасность, условия и дисциплину труда;
  • развитие персонала: обучение, в том числе повышение квалификации и профессиональную переподготовку, стажировку, управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, управление кадровым резервом;
  • мотивацию и стимулирование персонала, в том числе оплату труда;
  • социальное развитие персонала;
  • работу с высвобождающимся персоналом;
  • организационное проектирование, формирование и развитие системы управления персоналом, в т.ч. ее организационной структуры;
  • кадровое, нормативно-методическое, делопроизводственное, правовое и информационное обеспечение системы управления персоналом;
  • оценку затрат на персонал, а также оценку экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом;
  • управленческий (в т.ч. кадровый) консалтинг.

2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • службы управления персоналом организаций любой организационно-правовой формы в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах деятельности, в том числе научно-исследовательских организаций;
  • службы управления персоналом государственных и муниципальных органов управления;
  • службы занятости и социальной защиты населения регионов и городов, кадровые агентства;
  • организации, специализирующиеся на управленческом и кадровом консалтинге и аудите.

3. Виды профессиональной деятельности бакалавров:

а) организационно-управленческая и экономическая;

б) информационно-аналитическая;

в) социально-психологическая;

г) проектная.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

4. Задачи профессиональной деятельности бакалавров:

а) в организационно-управленческой и экономической деятельности:

  • разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом;
  • планирование кадровой работы и маркетинг персонала;
  • обеспечение организации кадрами специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки;
  • организация профессиональной ориентации и трудовой адаптации молодых специалистов, деятельность по их закреплению и рациональному использованию;
  • участие в разработке стратегии профессионального развития персонала;
  • организация и контроль подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации и стажировки персонала;
  • организация работы по оценке и управлению деловой карьерой, формированию резерва, аттестации персонала;
  • мотивация и стимулирование труда персонала, в том числе оплата труда;
  • участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности;
  • участие в обеспечении соблюдения требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
  • организация работ с высвобождающимся персоналом;
  • применение законов о труде, иных нормативно-правовых актов социально-трудовой сферы для решения правовых вопросов трудовых отношений;
  • экономический анализ показателей по труду, в том числе затрат на персонал;
  • оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом.

б) в информационно-аналитической деятельности:

  • анализ рынка труда;
  • прогнозирование и определение потребности в персонале;
  • анализ кадрового потенциала организации, отдельного работника;
  • изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования;
  • анализ социальных процессов и отношений в организации;
  • анализ системы и процессов управления персоналом организации;
  • использование автоматизированных информационных технологий управления персоналом.

в) в социально-психологической деятельности:

  • осуществление социальной работы с персоналом;
  • участие в разработке и внедрении планов социального развития организации;
  • формирование трудового коллектива (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат);
  • управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами;
  • предупреждение личной профессиональной деформации и профессионального выгорания.

г) в проектной деятельности:

  • применение современных методов управления персоналом;
  • участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в т.ч. в кризисных ситуациях);
  • участие в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации.

II. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: