Тема 3. Социально-педагогическая практика в первобытном обществе
Основные (ключевые) понятия: функции социального воспитания; инициация как форма социального контроля; семья и школа как субъекты социального воспитания.
Первобытное общество как архаическая форма общественного догосударственного устройства.
Различные концепции происхождения воспитания в первобытном обществе: эволюционно-биологическая, инстинктивно-подражательная.
Объективная природа социально-педагогической практики, возникшей одновременно в общинах на разных континентах, как целенаправленное взаимодействие взрослых и детей с целью обеспечения эффективного вхождения молодых членов общества в систему общественных отношений.
Сущностные отличия воспитания человека от действий животных по передаче опыта.
Основные этапы становления и развития воспитания в первобытном обществе. Особенности воспитания, социального по своей сути, в этот период, его органичность, целостность, комплексность, единство физического, нравственного, умственного и трудового воспитания, слияние обучения и воспитания.
|
|
Высокая эффективность социального воспитания в данный период, обеспеченная единством требований, целостной, непрерывной и всеобщей интериоризацией культуры.
Инициация как социально-педагогическое изобретение первобытного общества. Социально-педагогический смысл инициаций как своеобразного экзамена на социальную зрелость. Методы подготовки и проведения инициации. Община как основной субъект подготовки и проведения инициаций.
Социально-педагогический опыт древнейших государств.
Тема 4. Идеи и практика социального воспитания
в античном мире
Основные (ключевые) понятия: государственно-общественный характер социализации.
Становление новых подходов к воспитательно-образовательным проблемам в YII – Y вв. до н. э. на Западе. Социально-педагогическое наследие древнегреческих городов-государств. Спартанская и афинская воспитательная практика.
Зависимость процесса социализации от типа государственного устройства общества. Государственно-общественный характер социализации в античном обществе. Основные направления и цель социального воспитания. Положение ребенка в античном обществе.
Вклад Сократа, Аристотеля и Платона в развитие теории и практики социального воспитания.
Тема 5. Социально-педагогический потенциал христианства
Основные (ключевые) понятия: социальные функции христианства; социально-педагогическое значение идей христианства.
Зарождение христианской традиции воспитания на периферии Римской империи.
|
|
Социально-педагогическое значение идей христианства (открытость, демократичность и терпимость, перспектива самосовершенствования и приближения к божественному идеалу, равенство перед богом).
Образовательная направленность религии, призыв к добровольному служению людям и обществу, воспитанию в себе добродетелей, мудрости, благочестия и нравственности.
Психотерапевтическая, объединительная (соборная), воспитательная функции христианства.
Основные принципы, методы и формы христианского воспитания, их социально-педагогическая направленность.
Христианство о семье и семейном воспитании.
Тема 6. Основы социальной педагогики в эпоху
Средневековья и Возрождения
Основные (ключевые) понятия: сословно-корпоративный характер социального воспитания; верность человека своему «призванию»;идеи гуманистической педагогики; идеальные проекты социального устройства общества.
Развитие воспитания, определяемое церковной культурой и христианской традицией, начиная с Y по ХIII вв. (в период раннего и развитого Средневековья).
Средневековое христианское представление о цели и смысле жизни. Сословно-корпоративное содержание социального воспитания. Строгая иерархичность общества, понятие «социального призвания» каждого человека, следование которому - залог сохранения общественной стабильности и порядка.
Специфика социального воспитания различных социальных групп общества. Общие педагогические идеалы религиозно-нравственной направленности. Ф. Аквинский о добродетели, о благоразумном отношении к земным благам.
Влияние церковной культуры на социально-педагогическую практику в вопросах семейного воспитания, гражданского и христианского долга родителей по отношению к детям, обществу и государству.
Зарождение гуманистических социально-педагогических взглядов в эпоху Возрождения (позднего Средневековья) в ХIY – ХYI вв. Возвращение к античным идеалам целей воспитания. Выдвижение задачи воспитания нового, более совершенного человека для улучшения общества. Постановка вопроса о свободе, достоинстве и правах ребенка. Обсуждение проблемы жестокости и насилия в средневековой школе.
Идеи гуманистической педагогики эпохи Возрождения как соединение социальности и нравственности, гармоничного развития человека, получившие свое воплощение в работах Э. Роттердамского, Ф. Рабле, в идеалистических социально-утопических проектах Т. Мора и Т. Кампанеллы, а также в практической деятельности В. да Фельтре.