Мысль в России в IХ –ХIХ вв

Тема 16. Развитие воспитания у восточных славян,

в Киевской Руси и Русском государстве(IХ- ХYIIIвв.)

Основные (ключевые) понятия:

Забота о детях в истории России. Роль церкви в распространении в древнерусском обществе основных заповедей о любви к ближнему, о помощи слабым и немощным. Культивирование милосердия и благотворительности по отношению к детям под влиянием христианства, постепенный переход от «нищелюбия» к общественной благотворительности.

Государственная политика защиты детей и социальное воспитание в истории России с древнейших времен до конца ХYIII века. Забота о детях-сиротах и вдовах у славян, скудельницы. «Русская Правда» о защите семьи и опекунства. «Домострой», реформы Петра I, «Пропозиции» Ф. Салтыкова, Воспитательные дома при Екатерине, деятельность И.И. Бецкого. Содержание воспитательной работы в воспитательных домах.

Тема 18.Развитие социального воспитания и

педагогической мысли в России XIX в.

Основные (ключевые) понятия:

Реформы российского образования в духе идей Просвещения (светскость образования, преемственность ступеней обучения, гуманистические задачи воспитания) в начале ХIХ века. Создание Министерства народного просвещения (1802 г.) и реорганизация национальной системы образования. Рост числа студентов в университетах, учащихся школ, появление частных пансионов, развитие домашнего воспитания дворянских детей. Создание государственных закрытых учебных заведений для дворянства.

Реформирование социально-экономических, общественно-политических устоев российского общества. Школьные реформы 60-х гг. Совершенствование начального и среднего образования, развитие женского образования.

Рост общественной активности в решении социальных проблем российского общества в пореформенный период. Решение таких социальных проблем, как начальное профессиональное обучение подростков из «недостаточных семей», преодоления и предупреждения преступности несовершеннолетних, помощь «неимущему студенчеству». Развитие форм открытого общественного призрения для детей социально незащищенных слоев населения.

Возникновение общественно-педагогического движения, обсуждение коренных вопросов воспитания, формулирование идеи общечеловеческого бессословного образования. Формулирование понятийного аппарата социальной педагогики, введение в научный оборот таких терминов, как «социальная педагогика» (А.П. Шапов), «среда» (К.Д. Ушинский), «воспитательная система» (В.Я. Стоюнин). Выявление основных факторов социального развития: наука, природа, народ, общество, государство, семья, государственные учреждения и общественные организации. Определение компонентов социально-педагогического процесса, средств и механизмов социального развития человека, формулирование принципов социального воспитания (связь с жизнью, природосообразность и культуросообразность, самодеятельность, народность и др.).

Идеи В.Ф. Одоевского, В.Г. Белинского, А.И. Герцена о целях общественного воспитания. Взгляды Н.И. Пирогова о задачах гражданского воспитания детей как важного условия подготовки их к будущей социальной жизни, о необходимости реорганизации системы образования на основе отказа от принципа сословности. Н.А Добролюбов и Н.Г. Чернышевский о целях воспитания «нового человека», готового к борьбе за революционные преобразования общества.

К.Д. Ушинский как основатель научной педагогики в России. Определение предмета и цели воспитания, закономерностей и принципов воспитательного процесса. Разработка социально-педагогических аспектов воспитания с опорой на культурно-исторические традиции народа. Выявление «преднамеренных» и «непреднамеренных» факторов, обеспечивающих эффективную социализацию ребенка. Роль труда в формировании личности и подготовки к социальной жизни. В.Я. Стоюнин о роли школы и семьи в общественном воспитании детей. В. П. Вахтеров о введении всеобщего начального образования, трактовка обучения и воспитания как инструмента общественного развития. Содержание народного воспитания в понимании Л.Н. Толстого. П.Ф. Лесгафт о роли семейного воспитания.

Тема 19.Особенности развития социального

воспитания в России в начале ХХ в.

Основные (ключевые) понятия:

Активное развитие идей социальной педагогики в контексте общего реформирования российской системы образования. Разработка принципов целостной организации учебно-воспитательного процесса, связи школьного образования с жизнью, уважения к личности ребенка. Принятие законопроекта «О введении всеобщего обучения» (1911г.).

Гуманистические и демократические идеи воспитания и образования в трудах П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого.

Научно-педагогическая деятельность П.П. Блонского в разработке вопросов о задачах и методах народной школы, о предмете педагогики как самостоятельной науке, имеющей свой предмет и собственные методы исследования. Трактовка цели воспитания как оказание помощи ребенку в усвоении культуры общества и развитие его личности. Социально-педагогические задачи воспитательного процесса как усвоение созданных прогрессивной культурой гуманистических идеалов, формирование деятельной жизненной позиции.

В.П. Вахтеров о сущности воспитания как «приспособления ребенка к среде и среды к потребностям ребенка». Решение вопроса о соотношении общего и специального образования как элементов социализации ребенка.

Развитие педагогической идеи «свободного воспитания» в теории и практике К.Н. Вентцеля (учебно-воспитательный комплекс «Дом свободного ребенка»). Реализация в практической деятельности права ребенка на самоопределение, стимулирование процессов социального самосознания.

П.Ф. Каптерев о целях общественного воспитания. Разработка социального аспекта воспитания и обучения, учет интересов различных социальных групп в организации общественно-нравственного воспитания детей.

Социально-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого. Разработка содержания, форм и методов новаторского социального воспитания втрудовой колонии «Детский труд и отдых».

Социально-педагогическая направленность детского движения скаутизма в России («Общество содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут»). Общественная значимость деятельности скаутских отрядов в Москве (под руководством Г.А. Захарченко) и Санкт-Петербурге (под руководством О.И. Пантюхова), социально-воспитательный эффект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: