Раздел IY. Зарубежная социальная педагогика в ХХ веке

Тема 14.Социальное воспитание и педагогическая мысль

в странах Западной Европы в конце ХIХ – ХХ вв.

Основные (ключевые) понятия:

Новые общественно-политические и социально-экономические процессы послужили стимулом к определению основных направлений социально-педагогической деятельности, теоретических и методологических основ для формирования научно-методических структур социальной педагогики как самостоятельной отрасли.

Видные представители социальной педагогики в данный период: Э. Дюркгейм (Франция), П. Наторп (Германия), Б. Рассел (Англия), Р. Зейдель (Швейцария) и др.

Социально-педагогическая концепция Э. Дюркгейма, в основе которой идея «стадий цивилизации» и «коллективных представлений». Процесс воспитания как приобщение каждого члена общества к «коллективным представлениям» своего времени. Задача школы как «развитие известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда». Процесс воспитания как «слияние» социального и биологического, что представляет собой «индивидуальную социализацию человека».

Социальное воспитание и общество в теории П. Наторпа. Основные законы развития общества, выделение трех взаимосвязанных компонентов социальной жизни: организации труда, политико-правовой организации и организации образования. Понимание направленного социального воспитания как процесс формирования личности с определенным типом сознания через общедоступную народную школу. Установление социального закона развития: решающим условием для воспитания является общество, решающим условием жизнедеятельности общества является воспитание. Понимание социальной педагогики как науки «о воспитании в обществе, через общество и для общества», а не интеракции между двумя людьми.

Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». Критика официальной школы за словесно-схоластический, догматический характер обучения и формальное отношение к детям. Развитие идей «нового воспитания», отличительные признаки средней школы «нового типа».

Тема 15.Становление и развитие социальной педагогики в США

Основные (ключевые) понятия:

Социально-политические, экономические и культурные изменения в конце ХIХ – начале ХХ вв. Движение сеттльментов на волне масштабной иммиграции. Эмпирические программы деятельности сеттльментов. Образовательная, спортивно-оздоровительная деятельность и организация досуга какглавные их направления.

Появление педагогических инноваций социально-педагогической направленности. Обсуждение школьных программ и методик обучения, придание обучению прагматической направленности. Разработка философской концепции образования и прагматической педагогики Д. Дьюи. Определение социального назначения воспитания как средства, обеспечивающего каждому обучающемуся достижения личного успеха. Идея специально организованной, воспитывающей и развивающей среды, дающей возможность «моделировать существующее социальное устройство», упорядочивать знания, совершенствовать умения.

Влияние прагматизма на мировую теорию педагогики и практику воспитания и образования.

Современные программы социально-педагогической поддержки детей в США на уровне общины и на уровне штата; превентивная и коррекционная формы социально-педагогической поддержки; индивидуальная и групповая формы социально-педагогической поддержки. Образовательно-воспитательные программы обучения детей и подростков социальным навыкам.

Тема 16. Современная социально-педагогическая теория и

практика Западной Европы

Основные (ключевые) понятия:

Деятельность Международной Ассоциации социальных педагогов и работников как координирующего центра теоретических исследований и разработки практических технологий социально-педагогической направленности. Принятие социальных законов, направленных на поддержку и защиту детей и молодежи. Развертывание широкой сети учебных заведений и разработка образовательных программ для подготовки социальных педагогов, аниматоров и социальных работников, специализирующихся в области социально-педагогической воспитательно-образовательной деятельности.

Воспитательно-образовательный проект «Город как школа» в Германии. Социально-культурная анимация в Швейцарии. Социально-педагогическая работа с подростками и молодежью в Австрии. Общественно-значимые программы спортивно-оздоровительной, социально-образовательной, культурно-досуговой направленности в Бельгии, Швеции, Финляндии, Норвегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: