Тема 7. Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского
Основные (ключевые) понятия: социально-педагогическая концепция; цель, задачи, принципы и методы социального воспитания; субъекты социального воспитания, социально-педагогические функции семьи и школы.
Разработка основ научной педагогики Я.А Коменским, выделение социально-педагогической составляющей педагогики и определение направления ее научного развития.
Выраженный социальный характер целевых установок педагогической системы Я. А. Коменского. Социально-педагогический смысл основных принципов его педагогической системы.
Признание народа первым и главным субъектом социализации. Ведущие социально-педагогические идеи как направления воспитания молодых поколений с целью эффективной подготовки к жизни в обществе. Разработка целостной системы социального воспитания молодежи, учитывающей особенности естественного (природного и социального) развития детей на основе взаимодействия семьи, школы и общества.
|
|
Разработка целей и задач семейного воспитания, признание семьи сознательным субъектом социально-педагогического процесса.
Определение социально-педагогических функций семьи и школы.
Тема 8. Социально-педагогическая направленность
концепции Д. Локка
Основные (ключевые) понятия: критика «теории врожденных идей», прагматический характер социального «воспитания джентльмена».
Отражение в социально-философских взглядах Д. Локка особенностей экономического и политического развития общества.
Создание педагогической концепции, в которой общество уже не играет доминирующей роли в социализации и воспитании человека.
Трактовка воспитания в широком философском и социальном контексте взаимодействия личности с обществом как важнейшего средства социализации, приоритет индивидуального личностного начала. Критика теории «врожденных идей».
Разработка социально-педагогической программы подготовки молодого человека, соединение традиций светского (феодального) воспитания с новаторской прагматической направленностью. Создание научно-психологических основ воспитания как целостного процесса в единстве физического, нравственного и умственного развития ребенка.
Признание семьи основным субъектом социализации. Постановка вопросов о методах социального воспитания ребенка в семье, об организации досуга как одной из важных социально-педагогических проблем.
Новаторство и историческая ограниченность социально-педагогической модели подготовки ребенка к жизни в обществе.
Тема 9. Социально-педагогическая «модель»
воспитания Ж.Ж Руссо
|
|
Основные (ключевые) понятия: «социально-педагогическая модель воспитания»; «естественное» и «свободное» воспитание; «человеческое» и «гражданское» воспитание; соотношение «природного» и «социального» в развитии личности.
Отражение в социально-философских взглядах Ж.Ж Руссо особенностей экономического и политического развития общества.
Создание педагогической концепции, в которой общество уже не играет доминирующей роли в социализации и воспитании человека. Определение воспитания как средства устранения главных социальных недугов общества.
Развитие идеи первородности красоты и доброты в человеке, естественного права человека на свободу, равенство и любовь. Обусловленность процессов развития личности и формирования гражданина социальными и природными факторами, необходимость достижения гармонии двух сторон личности – человеческой и гражданской.
Социально-педагогическое значение основных принципов педагогической концепции Ж.Ж. Руссо. Взаимосвязь «естественного» и «свободного» воспитания. Противопоставление «общественного» (социального) и «естественного» воспитания.
Труд как ведущее средство воспитания «свободного» человека, социальный смысл трудового воспитания в концепции Ж.Ж. Руссо.
Основные противоречия воспитательной концепции Ж.Ж. Руссо, их историческая обусловленность.
Вклад Ж.Ж. Руссо в развитие социальной педагогики.
Тема10. Социально-педагогическая деятельность
И.Г. Песталоцци
Основные (ключевые) понятия:
И.Г. Песталоцци как один из первых представителей социального направления в педагогике. Истоки его социально-педагогических взглядов и убеждений. Факторы, обусловившие формирование педагогической позиции.
Идея преобразования общества путем воспитания его граждан, трактовка общественного порядка как «средства возвышения человека до его истинной человечности».
Основные цели и принципы социально-педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. Характеристика структурных элементов системы социально-педагогической деятельности. Цель как социальное изменение и всестороннее совершенствование представителей беднейших слоев населения. Авторская трактовка принципов природосообразности, социальной обусловленности развития человека, принципа социального саморазвития. Особенности субъекта и объекта социального воспитания в системе социально-педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. Основные направления и содержание воспитания. Требования к воспитательному учреждению. Методы, средства, условия эффективной реализации системы социально-педагогической деятельности.
Значение идей и опыта практической деятельности И.Г. Песталоцци для современной социальной педагогики.
Тема 11.Социально-педагогические взгляды
и деятельность Ф. Фребеля
Основные (ключевые) понятия: социально-педагогическая система дошкольного воспитания; детский сад как «общество в миниатюре», как «средство социального прогресса».
Ф. Фребель как один из видных представителей немецкой социально-педагогической мысли первой половины XIХвека. Общественно-исторические предпосылки предпосылки, повлиявшие на создание воспитательной деятельности нового типа. Влияние общественно-педагогической деятельности И. Песталоцци на разработку Ф. Фребелем системы дошкольного воспитания.
Функции дошкольного воспитательного учреждения как средства социального прогресса общества и инструмента индивидуального развития каждого ребенка. Социально-педагогические особенности детского сада как «общества в миниатюре».
Сущность и назначение «даров» Ф. Фребеля, возможности их использования в современных условиях.
Достоинства и исторические ограничения социально-педагогических взглядов Ф. Фребеля.
|
|
Тема 12. Вклад А. Дистервега в развитие
социальной педагогики
Основные (ключевые) понятия:
Социально-педагогические взгляды А. Дистервега.
Общественно-педагогическая деятельность А. Дистервега в качестве преподавателя, а позднее директора семинарии по подготовке учителей и депутата Национального собрания Пруссии в комиссии по народному образованию. Его борьба за всеобщее начальное образование. Отстаивание прав немецкого учительства как особой социальной группы. Популяризация социально-педагогических идей И. Песталоцци.
Основные принципы педагогической концепции А. Дистервега. Вклад А. Дистервега в развитие теории социальной педагогики. Оригинальная трактовка принципа природосообразности, его взаимосвязи с принципами народности и культуросообразности.
Значение педагогического наследия А. Дистервега как одного из основателей социально-педагогического направления в педагогике.
Тема 13. Социально-педагогический проект Р. Оуэна
Основные (ключевые) понятия:
Социально-философские взгляды Р. Оуэна как представителя социально-утопического направления. Трактовка идеи о формировании характера человека «окружающими его условиями». Утопичность социально-экономической составляющей проекта, переоценка роли воспитания в создании нового общественно-государственного устройства. Высокая значимость социально-педагогической составляющей, опередившей свое время, в форме разработки плана всеобщего, государственного, светского, равного для всех воспитания, связанного с индустриальным и сельскохозяйственным трудом.
Теоретическое содержание и опыт практической реализации социально-педагогического проекта. Создание образовательно-воспитательного комплекса «Новый институт формирования характера».
Реализация идеи непрерывного образования всех возрастных групп населения
Новые принципы работы школы, особые требования к преподавателям, взаимодействие школы с семьями учащихся. Идея педагогизации окружающей среды, создание единого образовательного пространства как главного фактора социализации личности.
|
|
Основные направления и содержание воспитания в социально-педагогической системе Р. Оуэна. Трудовое воспитание как ядро социально-педагогической концепции, нравственное, эстетическое и физическое воспитание как необходимые ее компоненты.
Вклад Р. Оуэна в развитие социально-педагогической теории и практики.