Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Развитие теории общественного воспитания подрастающего поколения с позиций классового подхода.
2. Общественно-педагогическое движение за всеобщее образование.
3. Усиление социальной функции образования.
4. Трактовка воспитания как социального явления идейно-политической направленности.
5. Взгляды Н.К. Крупской и А.В. Луначарского на цели и содержание социального воспитания в условиях социалистического государства.
Литература
Обязательная
1. Басов и др. История социальной педагогики. – М.: Академия, 2005. С. 162-173, 199-201.
2. История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000. С. 347 - 352.
Дополнительная
1. Василькова Ю.В. и др. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2000. С. 209 – 217.
2. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1998. Ч.2. С. 266 - 277.
Тема 21.Развитие идеи социального воспитания
В России в 20-е – 30-е гг.
Вопросы для подготовки к практическому занятию :
1. Развитие в педагогической деятельности С.Т. Шацкого идеи о социальной среде как факторе воспитания детей.
2. Разработка методики формирования детского коллектива как средства социального воспитания нового человека в трудах А.С. Макаренко.
3. Включение подростков в творческую деятельность по созданию демократического сообщества как способ формирования социально активной личности в опыте В.Н. Сороки-Росинского.
4. Влияние педологии на социальную педагогику. Представления П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.П. Кащенко о развитии и социальном воспитании детей.
Литература
Обязательная
1. 1. Басов и др. История социальной педагогики. – М.: Академия, 2005. С. 173-187, 201-211.
2. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. В кн.: История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С.440-456.
3. Василькова Ю.В. и др. Социальная педагогика. М., 2000. Лекции 12, 14.
4. Выготский Л.С. Педология школьного возраста. В кн.: История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С.457-466.
5. Кащенко В.П. Недостатки характера у детей и подростков. В кн.: История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 467-475.
6. Макаренко А.С. Цель воспитания. Что значит воспитать ребенка. Методика организации воспитательного процесса. В кн.: История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 476-492.
8. Сорока-Росинский В.Н. Детский дом. От принудительности к добровольчеству. В кн.: История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 422-439.
9. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы. В кн.: История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 405-421.
дополнительная
1. Белых В., Пантелеев А. Республика «Шкид». М., 1967.
2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М., 1998.
3. Шацкий С.Т. Работа для будущего. М., 1990.
Тема 22. Социальное воспитание детей и подростков