1. Анамнез заболевания — нужно получить точные ответы на следующие вопросы:
1) когда началось заболевание;
2) как оно началось;
3) как оно протекало;
4) когда и как наступило последнее ухудшение, приведшее пациента в лечебное учреждение.
При выяснении течения болезни часто приходится задавать дополнительные вопросы, уточняющие, какие условия усиливают болезненные симптомы или снимают их; какое влияние оказывало предшествующее лечение.
Основным симптомом заболевания является боль. Она локализуется в эпигастральной или пилородуоденальной области, характеризуется периодичностью и ритмичностью (связь с приемом пищи), может возникать через 0,5—1 ч (ранние боли), или через 2-3 ч (поздние боли) после приема пищи. Большое диагностическое значение имеют ночные боли, которые бывают интенсивными и исчезают после приема пищи (стакан молока, сухарь) или несколько глотков воды.
Обильная грубая соленая, кислая пища вызывает особенно выраженные болевые ощущения, а жидкая и кашицеобразная — переносится пациентами легче.
|
|
1) Суточная периодичность — усиление болей во вторую половину дня, поэтому пациенты стараются не ужинать.
2) Сезонная периодичность — усиление болей в осенне-зимние и весенние месяцы.
3) Периоды болей сменяются безболевыми периодами, продолжительность которых колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет.
Диспептический синдром (изжога, отрыжка, тошнота, рвота, запоры, изменение аппетита) также является признаком язвенной болезни
Изжога — наиболее ранний симптом язвенной болезни. Она предшествует или сочетается с болевым синдромом.
Отрыжка, тошнота, рвота — встречаются реже, чем боль или изжога.
Запоры — частый спутник язвенной болезни. Они возникают вследствие спазма толстой кишки нервно-рефлекторного происхождения (спастическая дискинезия).
Аппетит у пациента с язвенной болезнью при неосложненной форме заболевания обычно сохранен, иногда даже повышен, достигая состояния «волчьего голода», что связанно с наклонностью к гипогликемии и чаще встречается при локализации язвы в луковице двенадцатиперстной кишки. В период обострения и при сочетании с гастритом аппетит снижается.
- Анамнез жизни — Сведения о жизни пациента — часто имеют большое значение для определения настоящего заболевания. Необходимо выяснить условия труда и быта в различные периоды жизни, выяснить, нет ли у пациента вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, пристрастие к наркотикам), какие он перенес заболевания, операции, психические травмы, характер половой жизни, семейный состав, психологическая обстановка.
Выявляются перенесенные заболевания (в т.ч. детские). Обязательно спрашивают о туберкулезе, ревматизме, венерических и психических заболеваниях, вирусном гепатите, травмах, операциях, переливаниях крови.
|
|
Собирая данные о наследственности, выясняют здоровье семьи, долголетие ближайших родственников. Следует установить, не было ли у родственников болезней, которые могли бы отразиться на потомстве (сифилис, туберкулез, алкоголизм, рак, болезни сердца, нервные и психические заболевания, болезни крови — гемофилия, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ). Знание о неблагоприятной наследственности помогает установить предрасположение пациента к этим заболеваниям.Важно выяснить аллергологический анамнез пациента (не болел ли он в детстве экссудативно-катаральным диатезом, не было ли зудящей сыпи, потери сознания на прием лекарств, пищи). Наличие аллергических реакций позволяет правильно организовать лечение и предположить этиологию заболевания.Имеет значение и эпидемиологический анамнез. Спрашивают пациента о контактах с лихорадящими больными, страдающими туберкулезом, вирусным гепатитом. Гинекологический анамнез у женщины включает вопросы: начало или конец менструаций (менопауза), характер кровопотерь, жалобы; количество беременностей, абортов (медицинских), родов; гинекологические заболевания.
Урологический анамнез у мужчин: характер мочеиспусканий, струи, задержка мочеиспусканий, боли внизу живота, наблюдения у уролога.
3. ПРАВИЛА БЕСЕДЫ С БОЛЬНЫМ:
1. Называть пациента по имени и отчеству.
2. Не быть моралистом, не читать больному мораль.
3. Внимательно выслушивать жалобы пациента. Всегда показывать готовность выслушивать.
4. Управлять беседой, т.е. направлять ее.
5. Не употреблять в беседе медицинских терминов.
6. Не быть оригиналом в беседе. Строить разговоры на уровне интелектуального развития пациента.
7. Недопустим гипнотизирующий тип ведения беседы.
8. Не пытаться в одном вопросе охватить большое число проявлений предполагаемой болезни.
9. Задаваемый вопрос не должен включать незнакомых пациенту выражений, часто даже о физиологической норме (везикулярное дыхание, интактный зуб).
10. Внешне не показывать тяжесть установленного диагноза, приободрить больного, но внушаемый оптитмизм должен быть взвешенным.
11. Для снятия эмоционального напряжения использовать следующие приемы:
-на доступном больному языке объяснить причину болез ни, подчеркнуть, что это хорошо изученное, распространенное заболевание, хорошо поддается лечению,
-обсудить с пациентом план обследования и лечения.