Экзаменационный билет № 12

1. Анамнез заболевания — нужно получить точные отве­ты на следующие вопросы:

1) когда началось заболевание;

2) как оно началось;

3) как оно протекало;

4) когда и как наступило последнее ухудшение, приведшее пациента в лечебное учреждение.

При выяснении течения болезни часто приходится задавать дополнительные вопросы, уточ­няющие, какие условия усиливают болезненные симпто­мы или снимают их; какое влияние оказывало предше­ствующее лечение.

Основным симптомом заболевания является боль. Она локализуется в эпигастральной или пилородуоденальной облас­ти, характеризуется периодичностью и ритмичностью (связь с при­емом пищи), может возникать через 0,5—1 ч (ранние боли), или через 2-3 ч (поздние боли) после приема пищи. Большое диагностическое зна­чение имеют ночные боли, которые бывают интенсивными и исчезают после приема пищи (стакан молока, сухарь) или несколько глотков воды.

Обильная грубая соленая, кислая пища вызывает особенно выражен­ные болевые ощущения, а жидкая и кашицеобразная — переносится пациентами легче.

1) Суточная периодичность — усиление болей во вторую половину дня, поэтому пациенты стараются не ужинать.

2) Сезонная периодичность — усиление болей в осенне-зимние и ве­сенние месяцы.

3) Периоды болей сменяются безболевыми периодами, продолжитель­ность которых колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет.

Диспептический синдром (изжога, отрыжка, тошнота, рвота, запоры, изменение аппетита) также является признаком язвенной болезни

Изжога наиболее ранний симптом язвенной болезни. Она пред­шествует или сочетается с болевым синдромом.

Отрыжка, тошнота, рвота встречаются реже, чем боль или из­жога.

Запоры частый спутник язвенной болезни. Они возникают вслед­ствие спазма толстой кишки нервно-рефлекторного происхождения (спасти­ческая дискинезия).

Аппетит у пациента с язвенной болезнью при неосложненной фор­ме заболевания обычно сохранен, иногда даже повышен, достигая со­стояния «волчьего голода», что связанно с наклонностью к гипоглике­мии и чаще встречается при локализации язвы в луковице двенадцати­перстной кишки. В период обострения и при сочетании с гастритом аппетит снижается.

  1. Анамнез жизни — Сведения о жизни пациента — час­то имеют большое значение для определения настоящего заболевания. Необходимо выяснить условия труда и быта в различные периоды жизни, выяснить, нет ли у пациента вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, пристрастие к наркотикам), какие он перенес заболева­ния, операции, психические травмы, характер половой жизни, семейный состав, психологическая обстановка.

Выявляются перенесенные заболевания (в т.ч. детские). Обязательно спрашивают о туберкулезе, ревматизме, ве­нерических и психических заболеваниях, вирусном гепа­тите, травмах, операциях, переливаниях крови.

Собирая данные о наследственности, выясняют здоро­вье семьи, долголетие ближайших родственников. Следу­ет установить, не было ли у родственников болезней, кото­рые могли бы отразиться на потомстве (сифилис, туберку­лез, алкоголизм, рак, болезни сердца, нервные и психи­ческие заболевания, болезни крови — гемофилия, заболе­вания, связанные с нарушением обмена веществ). Знание о неблагоприятной наследственности помогает установить предрасположение пациента к этим заболеваниям.Важно выяснить аллергологический анамнез пациента (не болел ли он в детстве экссудативно-катаральным диа­тезом, не было ли зудящей сыпи, потери сознания на при­ем лекарств, пищи). Наличие аллергических реакций по­зволяет правильно организовать лечение и предположить этиологию заболевания.Имеет значение и эпидемиологический анамнез. Спра­шивают пациента о контактах с лихорадя­щими больными, страдающими туберкулезом, вирусным гепатитом. Гинекологический анамнез у женщины включает воп­росы: начало или конец менструаций (менопауза), харак­тер кровопотерь, жалобы; количество беременностей, абор­тов (медицинских), родов; гинекологические заболевания.

Урологический анамнез у мужчин: характер мочеиспус­каний, струи, задержка мочеиспусканий, боли внизу жи­вота, наблюдения у уролога.

3. ПРАВИЛА БЕСЕДЫ С БОЛЬНЫМ:

1. Называть пациента по имени и отчеству.

2. Не быть моралистом, не читать больному мораль.

3. Внимательно выслушивать жалобы пациента. Всегда по­казывать готовность выслушивать.

4. Управлять беседой, т.е. направлять ее.

5. Не употреблять в беседе медицинских терминов.

6. Не быть оригиналом в беседе. Строить разговоры на уровне интелектуального развития пациента.

7. Недопустим гипнотизирующий тип ведения беседы.

8. Не пытаться в одном вопросе охватить большое число проявлений предполагаемой болезни.

9. Задаваемый вопрос не должен включать незнакомых па­циенту выражений, часто даже о физиологической норме (везикулярное дыхание, интактный зуб).

10. Внешне не показывать тяжесть установленного диаг­ноза, приободрить больного, но внушаемый оптитмизм должен быть взвешенным.

11. Для снятия эмоционального напряжения использовать следующие приемы:

-на доступном больному языке объяснить причину болез ни, подчеркнуть, что это хорошо изученное, распространенное заболевание, хорошо поддается лечению,

-обсудить с пациентом план обследования и лечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: