Как это ни парадоксально звучит: чтобы помочь человеку (ребенку), следует отнять у него надежду, т. е. избавить его от ситуации неопределенности и этим предупредить затяжные реакции («патологическое горе»). Такая ситуация для ребенка особенно часта при самоубийстве родителя или иного члена семьи. В любом случае нет ничего хуже замалчивания; нужно помочь ребенку «совершить работу скорби».
Таким образом, ребенку всегда и во всех случаях следует сообщить о смерти близкого человека (не пытаясь, конечно, исправлять присущую возрасту реакцию; не пытаясь добиться от него «взрослой реакции»).
Отечественные и зарубежные психологи приводят следующие рекомендации (особенно детально разработанные в Англии):
• Утрату следует разобрать вместе со всей семьей, ребенку о ней должен сообщить оставшийся родитель или другой очень близкий человек.
• Следует быть готовым к «эмоциональному взрыву» и поэтому быть возможно большее время вместе с ребенком.
• Целесообразно узнавать все мысли и чувства ребенка, относящиеся к утрате, и опровергать неправильные слухи. Постоянно выражать эмоциональное участие, использовать телесный контакт.
|
|
• Нужно дать ребенку «отреагировать», целесообразно взять его на похороны (вне зависимости от возраста, как ни парадоксально это ни звучит). Ритуалы помогают превозмочь утрату, но близкий человек должен быть постоянно рядом с ребенком.
• Целесообразно рассказать ребенку о последующем преобразовании его реакции на утрату (см. «стадии горя»).
• Помнить, что отреагировать и облегчить состояние ребенку помогают подвижные игры, рисование, пение, свободное фантазирование; в более позднем возрасте — ведение дневника и символические письма умершему.
• В возможно более раннее время лучше восстановить для ребенка повседневную рутину (лишь в фазах шока или эмоциональной бури посещение детсада или школы не возможно).
• Необходимо длительное время создавать вокруг ребенка окружение из близких людей (рядом или в одном помещении); помнить об «отсроченных» последующих реакциях.
• У подростков важно заметить первые признаки личностных аномалий и/или девиантного поведения.
3. Стадии горя.
№ п/п | Стадия | Проявления | Средняя длительность |
1а | Шок, оцепенение | Чувство нереальности, апатия или беспорядочная активность, иногда «вытеснение» из сознания факта происшедшего, замедление психической деятельности, анорексия, мышечная слабость | 7—9 дней |
16 | Злобность | Гневливость как средство преодоления страдания (иногда в отношении умершего) | 7 -9 дней |
2 | Поиск | Отрицание безвозвратности утраты, слуховые и зрительные иллюзии (ложные узнавания). Страх сумасшествия | 5-12 дни |
№ п/п | Стадия | Проявления | Средняя длительность |
За | Острое горе | Душевная боль, тоска, отчаяние, ощущение беспомощности, сосредоточение интересов на ситуации умирания и образе умершего, стремление к уединению, бессонница, вегетативные расстройства, иногда гневливость | 6— 7 недель |
36 | Перемежающиеся симптомы острого горя | «Хорошие» и «плохие» дни. Периодические депрессии: в праздники, в даты жизни умершего, в собственных тяжелых ситуациях | 3—4 месяца |
|
|