Рекомендации по оказанию психологической помощи

Как это ни парадоксально звучит: чтобы помочь человеку (ре­бенку), следует отнять у него надежду, т. е. избавить его от си­туации неопределенности и этим предупредить затяжные ре­акции («патологическое горе»). Такая ситуация для ребенка особенно часта при самоубийстве родителя или иного члена семьи. В любом случае нет ничего хуже замалчивания; нужно помочь ребенку «совершить работу скорби».

Таким образом, ребенку всегда и во всех случаях следует сообщить о смерти близкого человека (не пытаясь, конечно, исправлять присущую возрасту реакцию; не пытаясь добиться от него «взрослой реакции»).

Отечественные и зарубежные психологи приводят следующие рекомендации (особенно детально разработанные в Англии):

• Утрату следует разобрать вместе со всей семьей, ребенку о ней должен сообщить оставшийся родитель или другой очень близкий человек.

• Следует быть готовым к «эмоциональному взрыву» и по­этому быть возможно большее время вместе с ребенком.

• Целесообразно узнавать все мысли и чувства ребенка, от­носящиеся к утрате, и опровергать неправильные слухи. По­стоянно выражать эмоциональное участие, использовать те­лесный контакт.

• Нужно дать ребенку «отреагировать», целесообразно взять его на похороны (вне зависимости от возраста, как ни парадоксально это ни звучит). Ритуалы помогают превозмочь утрату, но близкий человек должен быть постоянно рядом с ребенком.

• Целесообразно рассказать ребенку о последующем пре­образовании его реакции на утрату (см. «стадии горя»).

• Помнить, что отреагировать и облегчить состояние ре­бенку помогают подвижные игры, рисование, пение, свобод­ное фантазирование; в более позднем возрасте — ведение дневника и символические письма умершему.

• В возможно более раннее время лучше восстановить для ребенка повседневную рутину (лишь в фазах шока или эмоцио­нальной бури посещение детсада или школы не возможно).

• Необходимо длительное время создавать вокруг ребенка окружение из близких людей (рядом или в одном помеще­нии); помнить об «отсроченных» последующих реакциях.

• У подростков важно заметить первые признаки личност­ных аномалий и/или девиантного поведения.

3. Стадии горя.

№ п/п Стадия Проявления Средняя дли­тельность
Шок, оцепенение Чувство нереальности, апатия или беспорядочная активность, иногда «вытеснение» из сознания факта происшедшего, замедление психи­ческой деятельности, анорексия, мышечная слабость 7—9 дней
16 Злобность Гневливость как средство преодоле­ния страдания (иногда в отношении умершего) 7 -9 дней
2 Поиск Отрицание безвозвратности утраты, слуховые и зрительные иллюзии (ложные узнавания). Страх сумасшествия 5-12 дни
№ п/п Стадия Проявления Средняя дли­тельность
За Острое горе Душевная боль, тоска, отчаяние, ощущение беспомощности, сосредо­точение интересов на ситуации уми­рания и образе умершего, стремле­ние к уединению, бессонница, веге­тативные расстройства, иногда гневливость 6— 7 недель
36 Перемежаю­щиеся симп­томы острого горя «Хорошие» и «плохие» дни. Перио­дические депрессии: в праздники, в даты жизни умершего, в собствен­ных тяжелых ситуациях 3—4 месяца

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: