Предмет семиотики как научной дисциплины

Семиотика как научная дисциплина

План темы

1. Предмет семиотики как научной дисциплины.

2. Понятие знака.

3. История развития семиотики как науки.

Содержание темы

Человек живет в мире, где знаковость выступает как всеобъемлющий феномен. Поэтому в XX в. пристальное внимание ученых, особенно в сфере социальных наук, привлекали методы семиотических исследований и сама семиотика. Она предоставляет базис для изучения символических миров, в которых живет человек.

Предмет семиотики как научной дисциплины

Семиотика или семиология (от греч. sema - знак) - научная дисциплина, исследующая свойства знаков и знаковых систем.

Семиотика – это научная дисциплина, изучающая природу, виды и функции знаков, знаковые системы и знаковую деятельность человека, знаковую сущность естественных и искусственных языков с целью построения общей теории знаков.

Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения.

О знаковой природе социальной информации говорит и определение семиотики как науки, «изучающей жизнь знаков в рамках жизни общества», данное Ф. де Соссюром.

Семиотика находит свои объекты повсюду - в языке, математике, художественной литера­туре, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в орга­низации семьи, в процессах подсознательно­го, в общении животных, в жизни растений. Но везде ее непосредственным предметом явля­ется информационная система, т. е. система, несущая информацию, и элементарное ядро та­кой системы - знаковая система. Каковы бы ни были такие системы - действуют ли они в обществе, в природе или человеке (его организ­ме, мышлении и психике), - они предмет се­миотики.

Семиотика утверждает, что реальность жизненного мира, опосредованная языковыми и культурными дефинициями социального опыта, является продуктом семиотического конструирования и превращается в бесконечный в своей протяженности символический текст. Иначе говоря, мы смотрим на окружающий мир через символическую или семантическую решетку, так как любой язык функционирует как код, который накладывает свою структуру на описываемые им данные.

Р. Барт видел в семиотике ту науку, без взаимодействия с которой невозможно развитие массовой культуры, рекламы, средств массовой коммуникации, вообще, существование коммуникативных актов и ритуалов, что для журналистики является особенно значимым. Семиотика устанавливает всеобщую связь между принципами организации:

- языка;

- материальной культуры;

- духовной культуры.

На определенном этапе своего развития, примерно в 50-60-е гг., семиотика, казалось, распалась на две дисциплины. Одни иссле­дователи, например Ролан Барт, Юрий Степанов и др., стали оп­ределять семиотику как науку о любых объектах, несущих какой- либо смысл, значение, информацию (такими могут быть одежда, моды, меблировка помещений, планирование и архитектурное оформление внутреннего и внешнего пространства и т. д.), - вне зависимости от того, прощупывается ли в таких системах или нет (и чаще всего ответ был: нет) какая-либо внутренняя организа­ция, подобная организации высказывания в языке.

Другие, напри­мер Эрик Бюйсенс, Луис Прието, стали определять семиотику как науку о таких объектах, которые служат динамическим целям ком­муникации, передачи информации и которые, следовательно, в ко­нечном счете, должны содержать в своей организации нечто по­добное организации высказываний в языке. Нетрудно видеть, что в каждом из этих двух столь различных определений семиотики абсолютизировалась одна какая-либо сторона ее основной ячейки - высказывания: система классификации (категоризации, таксономии) терминов, в конеч­ном счете «система ценностей» - в первом определении; ди­намический аспект высказывания как сообщения о чем-то - во втором.

Именно исходя из этого, сегодня существуют две сферы бытия знаков: познание и смысловые коммуникации. Соответственно можно разделить семиотику на две части:

- семиотика познания,

- семиотика смысловых коммуникаций.

Семиотика познания естественным образом вливается в гносеологию (теорию познания), где ее предметом становятся природа знаков, познавательные функции знаков, соотношение знаков с обозначаемыми реальными предметами, использование различных знаковых систем и познавательных процессах и т. д.

Семиотика смысловых коммуникаций можно поделить на семиотику генетической коммуникации, семиотику психической коммуникации, семиотику социальной коммуникации. Нас интересует последняя.

Семиотику социальной коммуникации как научную дисциплину можно определить следующим образом: это научная дисциплина, объект изучения которой являются коммуникационные каналы (вербальный (речевой) канал; невербальный канал; канал иконических документов; канал символьных документов; канал исполнительского искусства (музыка, танец, театр); каналы литературы и литературного языка; каналы радиовещания и телевидения; мультимедийный канал), а предметом - коммуникационные знаки и методы их использования.

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: семантику, синтактику, прагматику (по Ч. Пирсу, Ч. Моррису и др.).

Семантика как сфера отношений между зна­ками и тем, что они обозначают, — внешним миром и внутренним миром человека имеет дело с отношениями знаков к тому, что они обозначают, т. е. со значениями, именами.

Синтактика как сфера внутренних отноше­ний между знаками рассматривает способы сочетания знаков, ведущие в конечном счете к порождению текстов. Ее предметом являются синтаксис и грамматика разных знаковых систем.

Прагматика как сфера отноше­ний между знаками и теми, кто знаками пользуется, - говорящим, слушающим, пишущим, читающим занимается отношением знак-человек (коммуникант или реципиент), то есть рассматривает проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.

Развитие семиотики предполагает рассмотрение различных знаковых систем (естественный язык, литература, фольклор, музыка, танец, миф, ритуал, архитектура, изобразительное искусство и т.д.) и текстов, состоящих из соответствующих знаков (фразы естественного языка, формулы научного языка, романы, поэмы, стихотворения, песни, сказки, симфонии, оперы, балеты, предания, обряды, здания, изваяния, картины и т.д.) с некоторой единой точки зрения. Одним из очевидных свидетельств тенденции к единообразному рассмотрению всех этих областей может служить складывающееся внутри каждой из них понятие «языка» («язык живописи», «язык кино», «язык музыки» и т.д.). О чем подробнее пойдет речь во 2 главе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: