Предмет и проблемное поле культурологии

Интерес к феномену культуры в наше время продиктован, в первую очередь, тем обстоятельством, что современная цивилизация кардинально и быстро преображает сферу жизнедеятельности человека, его сознание и бытие, отношения к миру и другим людям. Именно культура рассматривается как неиссякаемый источник творчества, различных инноваций. Отсюда стремление выявить возможности культуры, ее внутренние резервы, способные оказывать воздействие как на исторический процесс, так и на самого человека. В результате в современной науке обозначился обостренный интерес к культуре как фактору социальных изменений. Культура является предметом изучения многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свои аспекты её исследования, формулирует свое понимание и определение культуры.

Культурология как наука о культуре сложилась во второй половине XX в. в ответ на возросшую потребность в систематизации огромного и разнообразного фактологического материала об истории и образе жизни разных народов мира, в специальном межпредметном научном анализе культуры. Культурология представляет собой самостоятельную комплексную научную дисциплину, которая изучает культуру как целостное явление в многообразии форм ее проявлений и принципов функционирования общества. Особенность культурологии заключается в ее интегративном характере. Она выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологическим базисом.

Исследования культуры имеют давнюю традицию. Длительное время эволюция представлений о культуре происходило в рамках философии истории и философии культуры. Впервые термин «культура» появился в античности и обозначал возделывание, обработку человеком почвы, т.е. имел агротехнический смысл. В это же время возникло и религиозное значение понятия культуры – как почитание, поклонение, культ. Впоследствии произошло расширение смысла этого термина и сформировалось его базовое значение. Им стали обозначать процессы и результаты возделывания предметов природы в различных ремеслах, а затем процессы воспитания и обучения человека. В этом расширенном смысле термин культура впервые был применен древнеримским оратором и философом Марком Тулием Цицероном. Он обозначил им возделывание человеческого ума в процессе обучения и воспитания прежде всего занятий философией (философия как культура ума).

Дальнейшее развитие представлений о культуре было связано с его распространением на все продукты человеческой жизнедеятельности, созданную им искусственную среду обитания, противопоставленную естественной, природной. Так, в XVII в. немецкий философ и юрист С. Пуффендорф определил культуру как все то, что произведено человеком за исключением природного. Культура – это не только процесс усовершенствования природы, но и состояние, ступень развития человека и общества. В этом значении понятие «культура» широко использовалась европейской философией и исторической наукой в XVIII в. Она стала играть важную познавательную роль в исследовании общественного развития. Культура рассматривалась как ключевая характеристика жизни общества, специфический способ человеческой деятельности, отличающий человеческое существование от биологических форм жизни. Исследование культуры разворачивалось по двум основным направлениям.

В рамках первого направления культура истолковывалась как развитие человеческого разума и разумных форм жизни, как поступательное движение общества от первобытного состояния (дикость и варварство) к цивилизации (французские философы-просветители Монтескье, Дидро и др.). В немецкой классической философии (Гердер, Кант, Гегель и др.) культура трактовалась как процесс непрерывной эволюции человеческой духовности (мораль, религия, право, наука и т.д.), определяющий прогресс человечества.

Второе направление сконцентрировало внимание на анализе культуры как системы ценностей и установок, определяющих тип социальной организации общества (Шпенглер, Кассирер, Сорокин, Тойнби и др.). При этом было расширено понимание культуры путем включения в нее материальной культуры, этнических обычаев, различных языков и символических систем. Таким образом, в ходе длительного осмысления феномена культуры движение философской мысли шло от отождествления культуры с продуктами человеческой деятельности к анализу самой человеческой активности, создающей наприродную сферу человеческого бытия как оппозиции естественному, природному.

В конце XIX и первой половине XX вв. при изучении культуры стали использоваться достижения антропологии, этнографии, права, психологии, семиотики, теории систем и теории информации. Так, в антропологии культура анализировалась через призму культурного становления общества как совокупность обычаев, традиций и институтов, как социальная система. Антропологические исследования позволили увидеть многообразие и уникальность разного типа культур, а в их проявлениях некое универсальное начало – способ человеческого общения, социального опыта.

В этнографии (этнологии) – науке о народах на различных стадиях исторического развития, их составе, происхождении и расселении и культурно-исторических взаимоотношениях, материальной и духовной культуре – акцент делался на тех компонентах культуры, которые обеспечивают единство этноса и передачу этого единства от поколения к поколению. В социологии культура осмысливалась в контексте социальных процессов, как существенный фактор социальных изменений. В семиотике – науке о знаках и знаковых системах – культура трактовалась в качестве системы сверхиндивидуального единства, устройства, продуцирующего информацию, обеспечивающего общение людей, процессы накопления, фиксации и трансляции социального опыта. В праве культура рассматривалась как социальный институт, сфера государственного управления и регулирования.

В результате актуализируется необходимость в полной мере обобщить и систематизировать богатый эмпирический материал; выработать единое понимание природы культуры в условиях разработки общей методологии исследования культурных явлений различными науками; провести сравнительный анализ различных культур, в частности, западной и восточной, европейской и неевропейской. Культурология возникала на стыке различных наук, что обусловлено многомерностью и полифункциональностью самого изучаемого явления – культуры.

Наряду с теоретическими и эмпирическими предпосылками на становление культурологии оказали влияние и социально-исторические факторы. Речь идет о кризисе европейской культуры в XX в. (мировые войны, революции, рост технократизма и сциентизма, дегуманизация общества и др.). Именно с осознанием кризиса европейской культурной традиции и поисками выхода из него было связано появление классических исследований культурологической мысли (О. Шпенглер, А. Тойнби, З. Фрейд, Й. Хейзинга и др.), заложивших теоретический фундамент современной культурологии.

В XX в. культурология стала утверждаться в качестве самостоятельной науки. Большую роль в её формировании сыграли работы американского антрополога Л. Уайта, который и ввел термин «культурология» в научный оборот. Он считал, что предмет культурологии не сводим к объектам психологического, социологического и других подходов к культуре. С точки зрения Л. Уайта, предметом культурологии как науки о культуре выступает осмысление взаимосвязи культурных явлений (обычай, традиция, идеология и др.). Культурология должна связать абстрактно-теоретическое (философское) изучение культуры, нацеленное на выявление её всеобщих характеристик, с эмпирическим подходом (антропология, социология, этнография, психология и др.), раскрывающим богатство конкретных проявлений культуры в жизни разных стран и народов. Связать универсальные признаки культуры с её единичными, конкретными проявлениями и сформулировать на этой основе «особенное» понимание культуры – ведущая задача культурологии.

В настоящее время культурология ещё находится в стадии становления и творческого поиска, уточнения своего предмета, содержания, структуры и методов, но она уже имеет самостоятельное значение и существование как новое направление научного знания. Предметом культурологии как самостоятельной науки является возникновение, функционирование и развитие культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, исторический процесс культурного наследования.

Ведущей целью культурологии является разработка интегральной картины культуры, которая давала бы возможность не только объяснять культурно-исторический процесс, но и прогнозировать и управлять им. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1) глубокое, полное и целостное объяснение и понимание сущности, содержания и функций культуры;

2) исследование происхождения и развития культуры в целом и ее отдельных компонентов, явлений и процессов;

3) определение места и роли человека в культурных процессах;

4) разработка понятийного аппарата и методов изучения культуры;

5) взаимодействие с различными науками, изучающими культуру, а также анализ информации, полученной в рамках ненаучного познания культуры (философия, искусство, религия и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: