Информационная картина мира как социокультурная реальность

В условиях научно-технического прогресса и глобальной информатизации социальной реальности необычайно возрастает роль информационного фактора в жизнедеятельности человека, который заключается в техническом сдвиге в экономике от производства индустриального к производству знания в форме баз данных и баз знаний, то есть в виде информационной картины мира. Информационная картина мира сегодня - это социокультурная реальность, что подтверждается целым рядом причин.

Во-первых, современный социальный мир переживает информационно - технический этап своего развития, он существует в форме информационной цивилизации. Такая форма существования современного социума имеет высокие темпы изменений. Поскольку процесс информатизации затрагивает лишь часть социальных процессов, преобразуя их и создавая новые, то он особым образом связан с ранее освоенными и существующими формами системы социальных связей. Система отношений и связей этих социальных процессов получает отражение в представлениях и знаниях человека.

Современный мир насыщен техникой различной функциональности, особое место в ряду технических устройств занимают программно-аппаратные системы. Ведь, хотим мы того или нет, но общественное сознание нуждается в концептуальном характере осмысления происходящих перемен в связи с революционным характером использования компьютерной техники, «усиливающей» интеллект. С одной стороны, такая техника, становясь средством перехода человечества на новый уровень научно-технического прогресса, может развиваться только на основе полноценного, достоверного и исчерпывающего знания. С другой стороны, современная технология во все возрастающей степени концентрируется вокруг и на основе производства, хранения и распространения информации.

Помимо собственно технических и технологических составляющих мир современного человека стал лавинообразно заполняться различной информацией, то есть принципиально меняется окружение человека, во многом определяемое информационной революцией.

Во-вторых, картина мира является одной из основных бытийных характеристик человека как субъекта, понимающего и познающего мир, поэтому и картина мира трансформируется в связи с изменением информационного окружения человека.

Привычными для человека стали информационные технологии, информационные потоки, информационные продукты, образы которых закладываются в сознание современного человека. Эти предметы сегодня являются наиболее тиражируемыми, насыщающими предметный мир человека, так что можно говорить о формировании особого информационного мировоззрения.

В-третьих, интенсивное исследование информации в конце ХХ века создало предпосылки к выделению информатики сначала в значительное дисциплинарное, а затем и интердисциплинарное научное направление. Именно развитие информационной области науки, начавшееся более полувека назад, привело сегодня к изменению многих видов предметной практики, деятельности, собственно человека.

Сегодня наука перестала выполнять универсальную функцию в полагании задач и объектов информатики. Так, технологическая и потребительская области социальной жизни диктуют задачи для большинства исследований в соответствующих научных областях.

В-четвертых, информационная революция как динамичный социокультурный процесс может привести к изменению миропонимания, мироотношения, мировоззрения человека. В то же время, общенаучная схематика и наука в той социальной значимости, как они утвердились в обществе еще с нового времени, трансформируются вместе с развитием человека и картины мира эпохи.

В-пятых, развитие информационной сферы общества актуализировало проблему взаимосвязи целей и задач, средств и инструментов, ценностей и норм научного исследования.

Информация как атрибут сегодняшней информационной цивилизации, является общенаучным понятием, начав свой путь на страницах документов, газет и журналов начала XX века, оно затем перешло в разговорный язык. Объектом научного исследования информация впервые стала в теории журналистики в 1920-1930-е гг., и с развитием средств социальной коммуникации становилась объектом теоретизации в новых предметных областях, которыми явились теория связи, а затем и кибернетика.

Между тем продолжали совершенствоваться средства коммуникаций, опредмечивались новые представления об информации. Именно эти представления и становились общепринятыми, так информация продолжала оставаться общеупотребительным термином, приобретая новые смыслы в искусственных объектах и языке повседневного общения.

Картина мира есть целостный, глобальный образ мира, который возникает у человека в результате мыслительной деятельности в ходе его контактов с миром. При такой трактовке картина мира как субъективный образ объективной реальности входит в класс идеального и нуждается в опредмечивании в знаковых формах и в то же время, как и всякое образование, относящееся к классу идеального, имеет и неопредмеченный элемент.

На первый взгляд становление информационной картины мира укладывается в традиционную схему: объект-субъект познания-знания, которые ложатся в основание научной картины мира. Творцом научной картины мира, как и прежде, остается человек, но дело как раз в том, что появление компьютеров, которые благодаря микропроцессорной технике могут быть встроены практически в любой процесс, приводит к появлению новой формы рациональности - информационной.

Тем не менее, в фокусе информационного взрыва остается мыслящий человек во всей социокультурной упаковке, которая тесно связана с его биосоциальной природой. Именно это обстоятельство заставляет обратить внимание на существенную особенность формирования научной картины мира в условиях, когда компьютерная технология не видит принципиальных запретов на создание всеобъемлющей научной картины мира путем сканирования всего мирового научного знания.

В развитии общества информация всегда играла все возрастающую роль, так как общество в субстратном отношении является социальной формой движения, а принципы и законы функционирования социальной формы движения принципиально отличаются в информационных механизмах от механической, физической, химической и даже биологической форм движения материи все ускоряющейся тенденцией саморазвития.

Судьба нового знания тем успешнее, чем большее количество людей овладевает им, и сегодня мы можем вполне определенно заявить, что информация превратилась в ресурс, который при потреблении не только не убывает, а, наоборот, возрастает, порождая новую сферу существования человека - информационную картину мира.

В тесной связи с пониманием этих важных социокультурных изменений находится и вопрос о необходимости изменения всей системы получения, усвоения и закрепления знания, рассчитанного на усвоение навыков информационной культуры, адаптации к информационной технологии. В связи с информатизацией будет требоваться постоянное расширение и переосмысление профессиональных знаний, возникает непрерывный образовательный процесс.

Если резюмировать сказанное, то информатизация представляет формирование обоснованной и достоверной информационной картины мира, при этом важным является доступность данной информации каждой заинтересованной в ней личности. Конечно, важнейшим фактором является не просто пассивная доступность информации, а возможность ее использования в условиях мыследеятельности и жизнедеятельности. Технической основой информатизации является широкая компьютеризация и всеобщая коммуникационная связь.

Для воздействия на окружающую среду в нужном направлении человечеству необходимо обратиться к информации, овеществленной в человеческой культуре и выраженной в знаково-символической форме. Также и человеческое познание можно представить как сложное и опосредованное отображение мира материальных объектов и присущих ему информационных процессов в мире объективной информации, овеществленной в языковой картине мира.

Научно-технический прогресс настоятельно выдвигает на новую качественную ступень отношения к информации, ее получению, хранению и способам анализа уже имеющейся информации. Особенностью информационного бытия сегодня является то, что впервые в истории цивилизации усилия, затрачиваемые обществом на получение и переработку знаний, превысили расходы на получение энергии, сырья, материалов, технологического оборудования и предметов материального потребления. Так, например, если в 1950-е гг. в сфере информации США было занято около 17% всех работников, то уже к началу 80-х их стало уже более 60%, включая не только инженеров и техников, обслуживающих компьютерную сферу, но и косвенно к ним причастных - государственных чиновников, управляющих, банкиров, юристов, учителей и т.п. Рыночная капитализация компаний, акции которых можно приобрести в системе NASDAQ (Nation Association of Securities Dealers Automated Quotation - Автоматизированные котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам), возросли в конце ХХ века с 386 млрд. долларов до более 3 трлн. долларов. Рыночная капитализация шести ведущих американских компаний, играющих большую роль в развитии и распространении Интернета (Microsoft, Cisco, Sun Microsystem, Dell, MC Wot Edcom, Charles Schwab), составила более 1,6 трлн. долларов.

Знание в своей информационной ипостаси с необычайной быстротой превратилось в главный вид продукции культуры современного общества, который сам по себе дает максимальную экономическую выгоду.

Таким образом, информационная картина мира это сегодня социокультурная реальность, охватывающая миллионы людей, и нет сомнения, что это лишь начало неизведанного пути. Информационная картина мира характеризуется тем, что основным продуктом и ресурсом является информация как новая категория материи. Происходит информатизация общества, которое определяется как общество, где большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Информационная картина мира человека актуализируется в связи с решением задач по осуществлению действий над информационными объектами, она как составляющая мировоззрения может быть представлена как в знаниевых, так и в нормативных и ценностных типах мировоззрения. В современную эпоху человечество понимает, что разум, оснащенный современной интеллектуальной техникой, качественно меняется не с точки зрения физиологии или биоэнергетических параметров, а с точки зрения взаимосвязи и взаимообусловленности компьютерной техникой генерации, компоновки, хранения, передачи, переработки и использования знаний. Поскольку познание и применение последнего - самовоспроизводящийся и саморасширяющийся процесс, то и сфера информатизации ведет себя аналогично. Можно не сомневаться, что новый отряд работающего населения, непосредственно занятый в сфере интеллектуализации, будет определять социальную перспективу.

Сегодня приоритет нужно отдавать развитию, созданию и использованию методологических средств освоения технических и технологических средств поддержки интеллектуальной деятельности каждого человека и общества в целом, культурологические аспекты которых на современном этапе развития нашей цивилизации недостаточно исследованы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: