(прагматическая)
Поль Грайс предложил серию постулатов, описывающих процесс коммуникации1. Данная проблематика возникла, когда не лингвисты, а философы обратились к анализу более сложных вариантов человеческого общения. К примеру, почему в ответ на вопрос за столом — "Вы могли бы дотянуться до соли?", мы не скажем "да" и продолжим дальше есть, а почему —то передаем соль. Что заставляет нас воспринимать данный вопрос не как вопрос, а как косвенно высказанную просьбу?
Ряд своих постулатов П. Грайс объединил под общей шапкой "кооперативного принципа": "Делайте ваш вклад в разговор таким, как требуется на той стадии, на которой это происходит, в соответствии с принятой целью или направлением беседы, в которой вы принимаете участие (р. 26). Это общее требование осуществляется в рамках категорий Количества, Качества, Отношения и Способа.
Категория Количества реализуется в таких постулатах:
1. Делайте ваш вклад столь информативным, насколько это требуется;
2. Не делайте своего вклада более информативным, чем нужно. Например, когда вы чините машину и просите четыре винта, то
|
|
ожидается, что в ответ вы получите именно четыре, а не два или шесть. Категория Качества требует говорить правду:
1. Не говорите того, что вы считаете ложью;
2. Не говорите того, для чего у вас нет достаточных доказательств. Например, когда вы просите сахар для пирога, то не должны
получить соль,, если вам нужна ложка, то вы не должны получить "обманную" ложку, к примеру, сделанную из фольги.
Категория Отношения требует быть релевантным.
Например: при приготовлении пирога н,а каждом этапе требуется тот или иной ингредиент, он не нужен раньше или позже, хотя в принципе нужен.
1Grice P. Studies in the ways of words. Cambridge, Mass, etc., 1989.
Категория Способа требует быть ясным и понятным, избегая двусмысленности, длиннот и под.
П. Грайс анализирует множество примеров, пользуясь предложенными максимами. Например:
- У меня кончился бензин.
- За углом есть гараж.
В соответствии с требованием быть релевантным, ожидается, что в этом гараже есть бензин, что он в это время работает и под.
П. Грайс описывает правила коммуникативного поведения, которые позволяют анализировать не только прямые (и более простые) варианты речевого взаимодействия, но и другие, гораздо более сложные.