(философская)
М. Фуко предложил разграничивать три периода истории человечества — Ренессанс — ХУ1 век, классический период, когда на арену выходит рационализм — ХУ11 — ХУ111 вв., современность — XIX — XX вв. — по соотношению "слов" и "вещей" в рамках каждого из них. То есть проблематика языка становится определяющей для вычленения той или иной эпистемемы.
М. Фуко видит для любой культуры центральность тех или иных ее кодов в качестве схем, задающих все процессы восприятия. "Основополагающие коды любой культуры, управляющие ее языком, ее схемами восприятия, ее обменами, ее формами выражения и воспроизведения, ее ценностями, иерархией ее практик, сразу же определяют для каждого человека эмпирические порядки, с которыми он будет иметь дело и в которых будет ориентироваться" 1.
Знание ХУ1 века ищет подобие. "Знак значим в той мере, в какой имеется сходство между ним и тем, на что он указывает (то есть на какое — то подобие)" (с. 75). И далее: "Искать смысл — значит выявлять то, что сходствует. Искать закон знаков — значит открывать вещи, являющиеся сходными. Грамматика форм бытия — это их истолкование" (с. 76). Именно в этот период возникают проекты энциклопедий, которые с помощью слов должны воссоздать порядок всего мира. Что касается понятия знака, то поскольку он сам по себе выражает иерерахию мира, он не нуждается в "читателе". Становится неоднозначной и роль языка, поскольку он должен повествовать сам о себе. "Язык ХУ1 века был по отношению к себе в положении непрерывного комментария, но комментарий может функцинировать лишь при наличи языка, который безмолвно предшествует речи, посредством которой делается попытка заставить его заговорить" (с. 132).
|
|
Знание ХУ11 века отказывается от идеи подобия. "Отныне подобие — не форма знания, а, скорее, повод совершить ошибку, опасность, угрожающая тогда, когда плохо освещенное пространство смешений вещей не исследуется" (с. 99). В результате язык уже больше не несет в самом
1 Foucault M. Power/Knowledge Selected interviews and other writings 1972-1977. N.Y., 1980, p. 51.
себе законы природы, он может выражать правду, а может и не делать этого. "Отныне знак начинает что—либо означать лишь внутри познания; именно у него знак заимствует теперь свою достоверность или свою вероятность" (с. 109). Если для характеризации предыдщего периода М. Фуко пользуется словом комментарий, то здесь язык функционирует как критика.
XIX век привел к новому пониманию: "слова перестали пересекаться с представлениями и непосредственно распределять по клеткам таблицы познание вещей" (с. 393).
М. Фуко также занят поиском связи между механизмами власти и символическими механизмами, начиная с идеологиии. "Механизмы власти в общем виде никогда не изучались историей. История изучала тех, кто имел власть... Но власть в ее стратегиях, в общем и детализированном видах, в своих механизмах никогда не изучалась"1. Отсюда внимание к понятию правды. "Каждое обществе имеет свой режим правды, свою "общую политику" правды: а именно типы дискурсов, которые оно принимает и заставляет функционировать как правда; механизмы и требования, которые позволяют разграничивать истинные и ложные высказывания; техники и процедуры, предоставляющие ценность в принятии истинности; статус тех, которым дается право говорить, что признается в качестве правды" (р.131).
|
|
Особое место в творчестве М. Фуко заняла история сексуальности в обществе. При этом даже роль 3. Фрейда он видит несколько иначе."Современную сексуальность не характеризует то, что благордаря Саду и Фрейду она обрела язык своей природы или своей разумности. Благодаря мощи их дискурсов она была "денатурализована" — выброшена в пустое пространство, где ей противостоят весьма жалкие формы предела и где ее потустороннее и все ее развитие сводятся к прерывающему ее неистовству. Сексуальности мы дали не свободу; мы подвели ее к пределу: к пределу нашего сознания, поскольку это она в конце концов диктует нашему сознанию единственно возможное прочтение нашего бессознательного..."2.