Для того чтобы правильно оценивать влияние правовых рисков, необходимо их классифицировать.
Под классификацией понимают систему соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемую как средство для установления связей между этими понятиями. Таким образом, классификация правовых рисков означает систематизацию множества рисков на основании каких-то признаков и критериев, позволяющих объединить подмножества рисков в более общие понятия. Классификация правовых рисков нужна, потому что она позволяет четко структурировать проблемы, и влияет на анализ ситуаций и выбор эффективного управления [15, с. 71].
В настоящий момент практически в каждой книге, посвященной вопросам риска, приводится один из вариантов классификации рисков. В большинстве случаев выбранные критерии не позволяют охватить все множество рисков, однако ряд основных рисков в экономической литературе фигурирует. Исходя их этого, достаточно частыми являются попытки классифицировать подмножества рисков, входящих в эти общие понятия. В настоящее время нет стройной системы классификации рисков. Существует множество мнений, которые, как правило, определяются целями и задачами классификации. В общем понимании квалификация рисков представляет собой распределение всех видов рисков по отдельным группам на основе сходных признаков. Иными словами, это некая систематизация рисков, основанная на обобщении неких признаков и критериев. Естественно, что все виды рисков как-то взаимосвязаны и вместе оказывают влияние на деятельность хозяйствующего субъекта.
Отметим то, что традиционная классификация рисков строится на основе критерия причинной обусловленности рискового явления: риски внешних и внутренних обстоятельств [26, с. 24].
К внутренним факторам возникновение правового риска относятся [12, с. 45]:
· несоблюдение кредитной организацией законодательства Российской Федерации, в том числе по идентификации и изучению клиентов, установлению и идентификации выгодоприобретателей (лиц, к выгоде которых действуют клиенты), учредительных и внутренних документов кредитной организации;
· несоответствие внутренних документов кредитной организации законодательству Российской Федерации, а также неспособность кредитной организации своевременно приводить свою деятельность и внутренние документы в соответствие с изменениями законодательства;
· неэффективная организация правовой работы, приводящая к правовым ошибкам в деятельности кредитной организации вследствие действий работников или органов управления кредитной организации;
· нарушение кредитной организацией условий договоров;
· недостаточная проработка кредитной организацией правовых вопросов при разработке и внедрении новых технологий и условий проведения банковских операций и других сделок, финансовых инноваций и технологий.
К внешним факторам возникновения правового риска относятся:
· несовершенство правовой системы (отсутствие достаточного правового регулирования, противоречивость законодательства Российской Федерации, его подверженность изменениям, в том числе в части несовершенства методов государственного регулирования и(или) надзора, некорректное применение законодательства иностранного государства и(или) норм международного права), невозможность решения отдельных вопросов путем переговоров и как результат - обращение кредитной организации в судебные органы для их урегулирования;
· нарушения клиентами и контрагентами кредитной организации условий договоров;
· нахождение кредитной организации, ее филиалов, дочерних и зависимых организаций, клиентов и контрагентов под юрисдикцией различных государств.
Существуют также иные классификации рисков, подразделенные [26, с. 26]:
- по причинам возникновения (неопределенности будущего, дефицита информации, субъективного воздействия);
- по уровню восприятия риска (индивидуальные, групповые, общественные);
- по степени типичности (системные, неординарные);
- по степени способности к оценке и правовому регулированию (прогнозируемые, частично непрогнозируемые);
- по вероятному эффекту (отрицательные, положительные);
- по степени обоснованности (обоснованные, частично обоснованные, авантюрные).
Также можно рассматривать правовые риски с точки зрения классификаций, предложенных правоведами в зависимости от:
- критериев волеизъявления (договорные, внедоговорные);
- длительности (длящиеся, разовые);
- степени правомерности (правомерные, неправомерные);
- формы риска (экспериментальные, экстремальные) и др.
Систематизация правовых рисков рассматривается по нескольким критериям [26, с. 26]:
1. по уровню правового регулирования: международные (регламентируются на уровне международных принципов и норм); национальные (государственные), управляемые государственным законодательством; индивидуальные (регламентируются на уровне субъектов правоотношений);
2. по отраслевой принадлежности: риски гражданского права (обязательственные (договорные) риски, страховые риски, игровые риски, репутационные риски и т.д.); конституционные риски (риски нарушения положений Конституции); административные риски; трудовые риски (производственный, хозяйственный); уголовно-правовые риски (риски, связанные с уголовно-правовыми запретами); финансовые риски (банковские, бюджетные, налоговые); процессуальные риски;
3. по стадиям механизма правового регулирования: нормотворческие; правореализационные (правоприменительные, интерпретационные, другие риски реализации права), пенитенциарные риски.
4. по последствиям: риски, связанные с юридической ответственностью, и риски, связанные с негативными последствиями, не относящимися к юридической ответственности.
Функционал риска богат и диалектичен, в научной литературе различаются инновационная, регулятивная, защитная и аналитическая функции риска. Кроме этого, выделяют пять функций риска, формулируя их с учетом правовой специфики.
1. Инструментальная функция определяет возможность посредством риска выстроить и объяснить системные связи в праве. Например, обоснование правомерного причинения вреда осуществляется через понятие допустимого (правомерного) риска.
2. Прогнозная функция риска заключается в том, что посредством риска можно прогнозировать, осуществлять перспективное планирование будущего.
Риск следует рассматривать как прием, позволяющий приблизить и смоделировать ещё не возникшую ситуацию (договорные, налоговые, страховые риски), принять решение в условиях неопределенности.
3. Регулятивная функция - риск способствует упорядочиванию общественных отношений, приведению их к определенным правилам.
Упорядочение происходит на основе конвенциональных договоренностей относительно нормативных (предзаданных) и дискрептивных (фактических) параметров и проявлений риска.
4. Новаторская (эвристическая) функция предопределена способностью риска быть источником и способом развития, прогрессивного движения. Новые решения, достигаемые через принятие риска, могут значительно преобразить действительность, ввиду чего позитивная сторона риска утверждается в праве через правомочие риска (право на риск).
5. Дестабилизирующая функция риска подкреплена тем, что негативные последствия риска могут быть достаточно существенными, в результате чего вместо созидательного эффекта наступает дестабилизация. Этим опасен необоснованный риск, который может повлечь неблагоприятные юридические последствия.
Таким образом, риск имеет взаимодополняющие и взаимоисключающие функции, что приводит к необходимости выделять позитивные и негативные аспекты рисков, проявляющиеся в праве через «право на риск» и «ответственность за риск».
Учитывая, что традиционная классификация рисков основывается на критерии внутренних и внешних рискогенных факторов, ориентирована на простое перечисление рисков и практически не раскрывает правовую специфику, необходимо использовать дополнительные основания классификации, подразделяя риски в зависимости от их юридических последствий, уровня правового регулирования, отраслевой принадлежности, стадий механизма правового регулирования.