Утилизация АПЛ в России

Под утилизацией АПЛ понимается система организационных, научных, технологических и производственных мероприятий, обеспечивающих весь комплекс работ с АПЛ от вывода ее из эксплуатации до захоронения радиоактивных и других видов отходов, не подлежащих переработке.

Утилизация АПЛ представляет собой очень сложную в техническом и организационном плане задачу государственной важности. Для ее решения требуются значительные сроки и огромные капиталовложения, совершенно новые технологии ведения работ и мероприятия по обеспечению ядерной, радиационной и экологической безопасности, обустройство и техническое оснащение объектов инфраструктуры. Необходимо отметить, что выводимые из эксплуатации АПЛ являются наиболее сложными и потенциально опасными, крупногабаритными дорогостоящими комплексами военной техники. Поэтому работы по утилизации АПЛ в настоящее время производят специализированные предприятия судостроительной промышленности и ВМФ, а научно-техническое сопровождение обеспечивают ведущие научно-исследовательские и конструкторские организации России.

Расцвет отечественного атомного подводного кораблестроения пришелся на 60 - 70-е годы прошлого столетия, когда все подчинялось достижению цели военно-стратегического паритета с США. По освоенной технологии АПЛ строились в короткие сроки, но при этом развитие эксплуатационной и ремонтной базы выдерживало взятые темпы далеко не всегда. А проблемы утилизации АПЛ, отслуживших свой срок, казавшиеся тогда весьма далекими, и вовсе не рассматривались ни разработчиками кораблей, ни проектировщиками заводов. Но уже в 80-х годах сроки службы АПЛ первого поколения стали подходить к концу. Тогда порядок сдачи их на слом и захоронения реакторных отсеков (РО) был определен Постановлением Совета Министров СССР 1986 г., так и оставшимся невыполненным из-за срыва финансирования. Большие надежды по утилизации АПЛ возлагались на совместное советско-американское предприятие «Интерскраб», которому согласно Постановлению Совета Министров СССР 1989 г. передавались работы по разделке АПЛ на металлолом. Предполагалось, что объем металлоконструкций, идущих на слом АПЛ, должен был составить 300 - 400 тыс. т в год. Для этого, в частности, «Интерскраб» планировал строительство двух судоразделочных заводов: в Мурманской области и в районе бухты Козьмино на Дальнем Востоке. Но, не успев как следует начаться, эти работы прекратились так же из-за отсутствия финансирования. Альтернативой данному проекту стало создание судоразделочного производства на базе МП «Звездочка» в г. Северодвинске, а позднее - на ДВЗ «Звезда» на дальнем Востоке.

Количество выводимых из эксплуатации АПЛ возрастало из года в г., а их утилизация все не начиналась. Тогда было принято решение хранить лодки на плаву без вырезки реакторных отсеков (РО) до создания соответствующей инфраструктуры и ввода в действие необходимых мощностей по разделке АПЛ. До 1992 г. из корпуса АПЛ вырезались ракетные отсеки, после чего носовая и кормовая её части состыковывались, и лодка вновь спускалась на воду. Для поддержания списанных АПЛ на плаву необходимо было выделить специально оборудованные отстойники и причалы (рис. 23). Для их обслуживания, хоть и в сокращенном составе, должны оставаться экипажи или специальные гражданские команды, на АПЛ необходимо подавать пресную воду, пар, сжатый воздух, электроэнергию, они нуждаются в надежной охране, ежег.ном доковании, в обеспечении плавучести, противопожарной, ядерной, радиационной и экологической безопасности. Все это требует значительных финансовых вложений. Но до 1992 г. целевого финансирования для осуществления перечисленных мероприятий не было, финансировались они Военно-Морским флотом в основном за счет и без того мизерных сумм, которые предназначались для поддержания боевой готовности действующих кораблей и проведения ремонта.

Рис. 23. АПЛ на п лаву в специально оборудованных отстойниках.

В июле 1991 г. был подписан договор между СССР и США «О сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений» (СНВ-1). В соответствии с договором, значительное количество АПЛ подлежало выводу из состава ВМФ и разоружению. Разоружение предполагало ликвидацию пусковых установок (ПУ) баллистических ракет (БР) по двум вариантам: вырезку ракетных отсеков или демонтаж пусковых шахт с системами обеспечения. Для реализации договора в том же году появился проект «Государственной программы по обращению с радиоактивными отходами (РАО) и отработанными ядерными материалами (ОЯМ) на 1992 - 1995 гг. и на перспективу до 2005 года». Последовавший вскоре развал Союза и отсутствие финансирования свели на нет эту программу. Относительно флота Правительство СССР приняло отдельное постановление - «О программе работ по обеспечению сдачи на слом выведенных из состава ВМФ подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками». Денег на утилизацию АПЛ не нашлось и на этот раз. Наконец Постановлением Правительства № 514 от 24 июля 1992 г. «О мерах по организации опытной утилизации подводных лодок и надводных кораблей, выведенных ил состава ВМФ» была поставлена задача обеспечения самоокупаемости деятельности предприятий по утилизации кораблей ВМФ, в первую очередь АПЛ.

Однако начиная с 1992 г. из-за снижения объемов финансирования предприятий и несвоевременной оплаты труда выполненных работ произошло нарушение производственного цикла и сокращение численности рабочих. Предприятия, выполняющие утилизацию, не могли рассчитаться за потребляемую электроэнергию и выплатить заработную плату рабочим, они вынуждены были в 1994 - 1995 гг. неоднократно останавливать производство. Только для

ЦС «Звездочка» задолженность Минобороны на первое полуг.ие 1995 г. за выполненные в соответствии с госзаказом работы составляла более 150 млн руб. (в ценах 1991 г.) Прекращение подачи энергии на находящиеся на акваториях и стапелях АПЛ могло привести к различным аварийным ситуациям - вплоть до самопроизвольной цепной реакции ядерных реакторов и затопления лодки у причала. Существующие в то время темпы утилизации АПЛ привели к неизбежному и длительному (до 20 - 25 лет) отстою кораблей на плаву с выгруженными и невыгруженными активными зонами реакторов. Парк находящихся в отстое АПЛ пополнился в 90-е годы за счет лодок, на которых были прекращены ремонтные работы по восстановлению их боеготовности из-за отсутствия финансирования, и было принято решение о переводе их в отстой с последующей утилизацией. Основные результаты работ по утилизации АПЛ приведлены в табл. 61.

В дальнейшем Правительством РФ было принято Постановление № 644-47 от 31 августа 1993 г., определяющее организацию и техническую политику в области утилизации АПЛ, этой же проблеме были посвящены слушания в Государственной Думе РФ 14 июня 1994 г. Наконец Постановлением Правительства РФ № 548 от 28 мая 1994 г. была утверждена целевая программа промышленной утилизации кораблей ВМФ, а Главкомом ВМФ – утвержден график вывода АПЛ из эксплуатации. Но недостаток финансовых ресурсов на выполнение программы, большое количество АПЛ, выведенных из боевого состава и подлежащих утилизации, значительные технологические и экологические сложности привели к срыву сроков намеченных планов утилизации АПЛ.

Таблица 61


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: