Комплексной утилизации АПЛ (по состоянию на 1 января 2004 г.)
Страна | Заключено контрактов (млн долл. США) | Поступило средств в Россию (млн долл. США) |
США | 23,8 | 28,1 |
Великобритания | 23,2 | 3,2 |
Германия | 30,7 | 4,1 |
Япония | 6,7 | 2,1 |
Норвегия | 17,5 | 12,0 |
Швеция | 0,5 | 0,2 |
Всего без России | 107,4 | 49,7 |
Россия | 138,1 | 100,8 |
Современное состояние проблем утилизации требует особого внимания к рациональному расходованию материальных средств. Здесь большую важность и актуальность приобретает вопрос обоснования приоритетности задач утилизации АПЛ. В конце 2003 г. ВБРР и Министерство по атомной энергии России предложили проект «Стратегического плана («Мастер-плана», или СМП) утилизации выведенных из эксплуатации АПЛ, НК с ЯЭУ, судов АТО и ледокольного флота, экологической реабилитации соответствующих радиационно опасных объектов на Северо-Западе России». В СМП впервые со всей полнотой сформулированы проблемы приоритетности всей совокупности ранжированного перечня объектов, актуальных задач и первоочередных мероприятий. В качестве радиационно опасных объектов для анализа возможных мероприятий при утилизации и экологической реабилитации была рассмотрена и обобщена информация, дополненная в необходимых случаях специально выполненными расчетами по состоянию следующих объектов:
|
|
- 56 АПЛ, в том числе 31 АПЛ с невыгруженным ОЯТ;
- 62 реакторных блока (РБ), из них 2 с невыгруженным ОЯТ;
- 2 береговые базы перегрузки ядерного топлива;
- 27 судов АТО;
- 1 надводный корабль с ЯЭУ (тяжелый ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»);
- 5 судоремонтных заводов;
- места размещения 44 тыс. отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС);
- места хранения 10 тыс. м3 ЖРО.
Параллельно были рассмотрены суда гражданского атомного флота и объекты обслуживающей их инфраструктуры:
- 8 атомных ледоколов;
- 1 атомный лихтеровоз («Севморпуть»);
- 5 судов АТО;
- предприятие РТП «Атомфлот».
В ходе этой деятельности были представлены и проанализированы конкретные данные по количеству, местам размещения, радиационному потенциалу и техническому состоянию всех объектов утилизации атомного флота и экологической реабилитации объектов обслуживающей инфраструктуры.
Осуществление реальных проектов, выбранных с учетом обоснованного в работе перечня наиболее актуальных мероприятий, обеспечит устранение конкретных и потенциальных источников экологической опасности, связанной с объектами утилизации. Результаты выполнения первого этапа работ над «Мастер-планом» позволяют утверждать, что создание СМП позволило получить действенный документ управления инвестициями в области утилизации АПЛ.