№ | Этапы занятий | Время | Содержание | Действие преподавателя | Работа студентов | Цели занятия |
I | 1. Организационный этап | 2 мин. | Подготовка студентов к работе. | Приветствие, отметка присутствующих. Оценка внешнего вида студентов и соблюдение формы одежды. | Подготовка дневников, рабочих тетрадей. | Создать рабочую обстановку. Воспитать пунктуальность, аккуратность |
II | Вводное слово преподавателя | 3 мин. | Мобилизация внимания студентов на данную тему, активизировать подготовительную деятельность студентов (прил. 1) | Объявление темы и целей занятия. Раскрытие актуальности темы, роли изучаемых методов исследования. Знакомство с планом занятия | Фиксировать в дневниках тему и цель занятия | Мобилизировать обучение, повысить познавательный интерес |
III | Контроль исходного уровня знаний | 20 мин. | 1. Тестовый контроль (прил. 2) | Контроль за индивидуальным выполнением задания, обсуждение результатов тестового задания | Выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль результатов теста по эталону | Научить логически мыслить, грамотно подходить к решению вопроса |
IV | Изложение нового учебного материала | 70 мин | Объяснение темы (прил.3): 1) Классификация гипертонических кризов, 2) Патогенез и этиология, 3) Основные диагностические критерии, 4) Демонстрации видеофильмов «Артериальная гипертензия», «Аневризма аорты», 5) Алгоритм неотложной помощи гипертоническом кризе, 6) часто встречающиеся ошибки, 7) критерии эффективности неотложной помощи, 8) тактика фельдшера. | Демонстрация видеофильма с комментированием, объяснение темы | Просмотр видеофильмов, участие в беседе. | Объяснить: 1) Классификация гипертонических кризов, 2) Патогенез и этиология, 3) Основные диагностические критерии, 4) Демонстрации видеофильмов «Артериальная гипертензия», «Аневризма аорты». Научить: 1) Оказывать неотложную помощь при гипертоническом кризе, 2) проводить дифференциальную диагностику, 3) определять эффективность неотложной помощи, 4) тактике фельдшера. |
V | Разминка (введение здоровьесберегающих технологий) | 5 мин. | Выполнение физических упражнений | Демонстрация физических упражнений | Выполнение физических упражнений | Соблюдать здоровьесберегающие технологии |
VI | Самостоятельная работа студентов | 130 мин | (прил. 4) 1. Аускультация на цифровом манекене – симуляторе аускультации легких и сердца Z990, звуков легких и тонов сердца, характерных для гипертонического криза, 2) Заполнение таблиц дифференциальной диагностика гипертонического криза и ухудшения течения артериальной гипертензии, 3) Заполнение таблицы «Выбор лекарственного препаратов, пути введения и подбор доз при гипертоническом кризе», 3) Решение компетентностно-ориентированных заданий. | Контроль, корректировка работы студентов. | Выполнение аускультации легких и сердца. Заполнение таблиц, решение компетентностно- ориентрованных заданий. | Закрепить знания на практике, развить клиническое мышление. |
VII | Закрепление изученного материала | 20 мин. | Решение кроссворда (прил. 5) | Контроль за индивидуальным выполнением задания, обсуждение результатов тестового задания | Решение кроссворда, обсуждение ответов | Закрепить знания и навыки |
VIII | Подведение итогов | 5 мин. | Оценивание уровня усвоения необходимых знаний | Изложение критериев оценок за каждый этап работы, выставление оценок с комментариями | Участие в обсуждении оценок и подведении итогов занятия | Оценить результаты познавательной деятельности студентов, подвести итог |
IX | Задание на дом Завершение занятия | 5 мин | Сообщение домашнего задания: тема «Острая сосудистая недостаточность», Стр. 34-37 «Терапия» Отвагина Т.В., Феникс, Ростов- на- Дону, 2013 г. | Нацелить студентов на изучение нового материала, активизировать творческие и поисковые способности студентов | Внимательное выслушивание домашнего задания, адресация преподавателю уточняющих вопросов | Создать мотивацию на изучение следующей темы. Развивать познавательную деятельность |
Приложение 1
Актуальность темы. Артериальная гипертензия (далее – АГ) – повышенное артериальное давление (далее – АД) – является наиболее распространенным хроническим заболеванием, которым страдают до 20–30% взрослого населения планеты. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) расценивают АГ как масштабную неинфекционную пандемию. Повышенное внимание к данной проблеме обусловлено тем, что АГ – наиболее важный фактор риска возникновения инфаркта миокарда и острого нарушения мозгового кровообращения, а также весомая причина в структуре смертности населения.
По данным Национального научнопрактического общества скорой медицинской помощи, в целом по России за последние 3 года число вызовов бригад СМП по поводу ГК и связанных с ними госпитализаций увеличилось в среднем в 1,5 раза. ГК составляют примерно 20% всех причин вызова СМП.
Приложение 2