Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.
Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении.
Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения.
Учить самостоятельно анализировать слова.
Учить ребенка преобразовывать слова.
Задание 1. Дидактическое упражнение с мячом «Назови последний звук». Взрослый бросает мяч и предлагает ребенку определить последний звук в словах: дом - мак - кот...
Если ребенок называет звук правильно, то он берет свою картинку, которые лежат на коврике по количеству детей.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Продолжи цепочку слов». Взрослый предлагает ребенку определить последний звук в слове дом и подобрать слово, которое начинается с этого звука, а затем «продолжить цепочку»: дом - мак - кот...
Задание 3. Закрепление звука [Л]. Отгадать звук по символу: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ... (см. цветную вклейку).
|
|
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Л]:
губки слегка в улыбке;
зубки сближены;
узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;
горлышко «работает».
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 4. Фонетическое упражнение. Самолет приближается: ллллЛЛЛЛ...; самолет удаляется: ЛЛЛЛлллл... (развитие силы голоса).
Задание 5. Закрепление звука [Л']. Отгадать звук по символу: маленький самолетик летит: ль-ль-ль... (см, цветную вклейку).
Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 6. Фонетическое упражнение. Девочка (мальчик) поет песенку: ля-ля-ля...
Задание 7. Дидактическое упражнение «Подними синий или зеленый семафорчик» («Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л], топни ножкой, если услышишь звук [Л']»): ль, мь, л, г, з, л, бь, ль...; ля, ла, ма, му, лу, лю, ми...; аль, ал, ол, ум, ип, амь...; лист, ложка, пила, Поля, машина, уголь, ласка, кошка, стол, башня, полка...
Задание 8. Закончить слова: (использовать семафоры)
звуком [Л]: сто..., сту..., по..., уко..., камзо...;
слогом ЛА: пи..., ска..., ма...;
слогом ЛЫ: сто..., ска..., пи..., шко..., шпа...
Какие слова получились? Какой слог указывает на большое количество предметов? (ЛА или ЛЫ?)
Задание 9. Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог ЛЯ: Коля, Ва.., Га.., То...
Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ: Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...
Задание 10.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: (с мячом) ла-ля, лу-..., лы-.., лэ-… ло-..;
|
|
Задание 11. Повторить за взрослым серию слогов, подбрасывая мячики: ла-ло-лу-лы..., ля-лё-лю-ли, кла-кло-клу-клы, кля-клё-клю-кли...
Задание 12. Убрать из слов звук [Л]. Какие слова получились? Клок - кок, плот -..., слон -..., клуб-..., слова -..., глаз -...
Задание 13. Дидактическое упражнение «Веселый поезд». Разделить слова на слоги.
Задание 14. Найти картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л], определить место звука [Л] в словах, придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги, сосчитать количество слов в каждом предложении, определить место слова со звуком [Л] в предложении.
Задание 15. Найти картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л'], определить место звука [Л’] в каждом слове, разделить их на слоги, придумать с каждым словом предложение, определить место слова со звуком [Л'] в предложении.
Задание 16. Выучить чистоговорки и скороговорку: (физминутка)
Ла-ла-ла - лопата и пила.
Ло-ло-ло - у меня весло.
Лы-лы-лы - новые котлы.
Лу-лу-лу - купили пилу.
Ал-ал-ал - темный подвал.
Ол-ол-ол - вымыли пол.
Ул-ул-ул - новый стул.
Ил-ил-ил - я полы помыл.
Алка-алка - у Володи палка.
Олка-олка - у Володи иголка.
Улка-улка - у Володи булка.
Илка-илка - у Володи вилка.
Ля-ля-ля - зеленые поля.
Ли-ли-ли - малину мы несли.
Лю-лю-лю - малину я люблю.
Ле-ле-ле - еду на осле.