Цель семинара: Овладеть понятиями «метод воспитания», «прием», «система методов»; знать классификации методов воспитания; различать методы воспитания и приемы воздействия; отработать умение выбора методов воспитания и приемов воздействия.
Вопросы для обсуждения
1. Педагогическое взаимодействие: сущность и принципы.
2. Методы, приемы и средства воспитания.
3. Условия выбора методов воспитания.
4. Алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогических задач.
Список практических заданий
1. Проведите сравнительный анализ различных подходов к определению методов воспитания.
2.Охарактеризуйте и проанализируйте различные классификации методов воспитания (А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Т.А. Ильиной, Г.И.Щукиной. Т.Д. Конниковой, Л.Ю. Гордина, В.М. Коротова, Б.Т.Лихачева, Ю.К. Бабанского, П.И. Пидкасистого, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др.).
3.Дайте характеристику отдельных методов и приемов воспитания, определите условия выбора конкретного метода или приема. Подберите примеры.
4.Проанализируйте различия в понятиях «метод воспитания» и «прием педагогического воздействия».
5. Дайте характеристику методов педагогического воздействия (педагогического требования, перспективы, общественного мнения, поощрения, наказания и др.).