double arrow

Методологическая ситуация в культурной (социальной антропологии на рубеже XXI

Один из исследователей современного состояния культурной антропологии А.П. Садохин считает, что «одной из характерных черт современного научного мировоззрения является сомнение в возможности построения общей универсальной антропологической теории, с помощью которой можно объяснить все многообразие человеческих проявлений»1.

Современное осмысление гносеологической роли концепций социальной (культурной) антропология показало, что известные теоретические этнокультурные построения далеко не однозначно соответствуют описываемой ими реальности. По сути дела они выступают только ее моделями и инструментами познания. Поэтому в современной социальной (культурной) антропологии зачастую не ставится задача описать существование и движение человечества в целом в глобальном масштабе, не выдвигается цель исчерпывающим образом понять путь становления общества, культуры и человека от момента их становления до сегодняшнего дня.

Как показывают историки науки, в современной социальной (культурной) антропологии происходит исследовательский отбор, а современная познавательная ситуация характеризуется проблемной ориентированностью. Она проявляется в том, что в научных исследованиях не ставится задача создания целостной теории общества и его культуры, а усилия исследователей концентрируются вокруг социально значимых проблем. Для решения такого рода проблем чаще всего используются уже существующие теории. Лишь в тех случаях, когда существующие теоретические концепции не могут выступать в качестве эффективных познавательных инструментов, речь идет о разработке новых концептуальных моделей. Однако и в этом случае нередко в качестве теоретико-методологической основы используются «старые» концепции, которые подвергаются переработке и усовершенствованию, как это, к примеру, происходит в случае неоэволюционизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: