Выявление особенностей педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни у младших подростков

В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном воспитании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возникла острая необходимость в развитии методов воздействий на детей и подростков, направленных на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации. В которой особое внимание уделяется подростковому возрасту, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Это особенно важно, ведь личность младшего подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает образ жизни младших подростков, эмоциональные отношения с окружающими людьми; они попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей.

Существуют особые группы, направленные на немедленное удовлетворение желаний, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличают пренебрежительное отношение к учебе, плохая успеваемость, нежелание выполнять какие-либо обязанности по дому, готовить домашние задания. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо увлечения. У них много свободного времени, они не умеют проводить его содержательно, поэтому ищут "острых ощущений", которые часто приводят к проблемам со здоровьем. Именно поэтому социальному педагогу необходимо вести активную работу по воспитанию у младших подростков привычек здорового образа жизни.

Анализ проведения комплексных мероприятий по воспитанию и реализации здорового образа жизни в ряде стран (Финляндия, Япония, США, Щвейцарии, Скандинавские государства и др.) позволяет выделить основные направления в деятельности социальных педагогов или "сотрудников службы социальной помощи в школе", работающих на районном уровне в тесном взаимодействии с другими специалистами, прежде всего, с медицинскими работниками и подготовленными непрофессионалами, пропагандирующими и воплощающими здоровый образ жизни. В их программы, направленные на воспитание здорового образа жизни, входят следующие направления работы: рациональный режим труда (учебы) и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания; комплекс психологических и психопрофилактических воздействий; учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды; вред и польза самолечения; пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании; воспитание правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знание и мер профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

Из других разделов здорового образа жизни большое внимание в деятельности социальных педагогов следует уделить пропаганде закаливания - эффективного средства профилактики респираторных и других заболеваний. Особое место в работе педагога с младшими подростками занимает борьба с вредными привычками. Отдельно следует выделить проблему употребления алкоголя как наиболее доступного психостимулятора.

В.Е. Каган выделяет основные направления в деятельности педагога при работе с младшими подростками, склонными к употреблению спиртных напитков:

1) деятельность по повышению уровня социальной адаптации младшего подростка, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития;

2) деятельность по профилактике младших подростков с целью воспитания у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

3) деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

4) деятельность по социальной реабилитации младшего подростка, имеющего алкогольную психическую или физическую зависимость;

5) посредническую деятельность между младшим подростком и окружающим им социумом по преодолению явлений дезадаптации. Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функци:

1. Диагностическая, нацелена на ликвидацию факторов риска приобщения детей к спиртному. Она реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению спиртных напитков; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; определения алкогольных лидеров; изучения негативных факторов, провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на ребенка микросреды. Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка. Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития подростка, вовлеченности его в процесс алкоголизации, определение конкретных задач, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

2. Прогностическая, ее сущность заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с подростком, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

3. Образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у младшего подростка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, воспитание социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

4. Правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав подростка.

5. Организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с младшим подростком с, склонным к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.

6. Коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

7. Предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

По мнению А.М. Изуткина, Г.И. Царегородцева, в своей деятельности педагог выступает в трех основных ролях:

- советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и младших подростков в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

- консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающейся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблем жизненных ситуаций, по вопросам воспитания младших подростков в семье;

- защитника, действующего в случаях нарушения прав подростка со стороны родителей или ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности педагога с подростками, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на воспитание у младших подростков отрицательного отношения к алкоголю. Целью антиалкогольного воспитания детей, подростков и молодежи является возврат и последующее поддержание их в рамках нормы. Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать подростков полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени. Необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факто употребления алкоголя. Важно обращать внимание на моральный урон, который наносят люди имеющие алкогольную зависимость окружающим, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя - это признак взрослости и возмужания.

Деятельность педагога должна быть нацелена на воспитание здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай употребления алкоголя подростками. Основным методом работы педагога, по воспитанию здорового образа жизни является семейная профилактика, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии. Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков алкоголем. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы младшие подростки могли выбрать приемлемое занятие.

Педагог должен знать интересы, склонности и увлечения подростков и помочь организовать содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и др. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. Ему необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам и были примером трезвого образа жизни, отрицательного отношения к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни.

В заключение необходимо подчеркнуть, что проблема алкоголизма детей - проблема комплексная, поэтому и ее решение может дать положительные результаты только при условии, что ее реализация будет осуществляться не только усилиями педагога, но и всех субъектов деятельности. Роль педагога в воспитании у младших подростков привычек ЗОЖ трудно оценить. Однако успешная реализация этой важнейшей социальной задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.

Младшим подросткам в отношении своего здоровья необходимо привитие полезных навыков, привычек. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании привычки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности. Поэтому так важно воспитание у младших подростков соответствующей структуры потребностей и ценностных установок. Они должны охватывать физическую активность и занятие спортом, рациональное питание, преодоление вредных привычек, гигиену и др.

Именно поэтому педагогу необходимо вести активную работу по воспитанию у младших подростков привычек здорового образа жизни. В его деятельность должны входить следующие направления работы: рациональный режим труда (учебы) и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания; комплекс психологических и психопрофилактических воздействий; учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды; вред и польза самолечения; пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании; воспитание правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знание и мер профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

Младшим подросткам как особой группе риска в отношении своего здоровья необходимо привитие полезных навыков здорового образа жизни. Негативные установки могут иметь серьезные последствия для жизнедеятельности их организма.

Основная роль в воспитании у младших подростков привычек здорового образа жизни должна отводиться педагогу. С согласия родителей он должен проводить систематизированную активную работу, направленную на воспитание у младших подростков привычек здорового образа жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: