Методика маржинального анализа
Тезисы
Понятие маржинального анализа
, анализ функциональной связи между операционными затратами и объемом производства продукции. Возможности маржинального анализа и условия проведения расчетов. Анализ маржи покрытия (маржинальной прибыли)
. Сравнительный анализ доходности изделий, основанный на полной и усеченной их себестоимости
. Методика маржинального анализа прибыли
и рентабельности
. Модель маржинального анализа прибыли. Модель маржинального анализа рентабельности. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности
предприятия. Понятие безубыточности
и зоны безопасности. Аналитический способ их определения. Определение критической суммы постоянных затрат
, удельных переменных расходов и критического уровня цены продаж. Критический уровень постоянных затрат
. Критический уровень удельных переменных затрат
. Критический уровень цены.
Понятие маржинального анализа, анализ функциональной связи между операционными затратами и объемом производства продукции
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ
, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (продажи) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности
или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом
как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства
. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко
, а позднее — А.П. Зудилиным
.
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
Маржинальный доход предприятия
— это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу изделия представляет собой разность между ценой этой единицы и удельными переменными затратами
. Он включает в себя не только постоянные затраты
, но и прибыль.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.






