«Проектирование вопросника для учебной дискуссии»
Обобщенная формулировка задания: Дискуссионные технологии относятся к числу наиболее эффективных способов обучения. Существует большое разнообразие видов дискуссий, владение которыми требует от педагогов высокого уровня профессионального мастерства.
Контекст решения задачи: Елена Михайловна- начинающий учитель литературы. Недавно она провела учебное занятие по теме «Любовь в жизни героев» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»), используя для этого форму учебной дискуссии. В целом дискуссия не удалась: ученики отвечали неохотно, вяло, отмалчивались. После урока Елена Михайловна показала вопросы для дискуссии Марии Николаевне, опытному преподавателю литературы, которая высказала свое мнение: «Это вообще не дискуссия. Причиной неудачи является отсутствие темы для дискуссии, формы ее проведения и неправильный подбор вопросов». Вопросник для дискуссии включал следующую систему вопросов:
1. Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и глубину? Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? Согласны ли вы с оценкой её Базаровым?
2. Взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой. Ваша оценка. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Как он ведёт себя?
3. Кто, по-вашему, прав: Тургенев, говоривший, что «Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как и в Базарова», или Писарев, утверждающий, что у неё был «зародыш чувства», но она не дала ему развиться? В чём причина краха отношений Базарова и Одинцовой? Прав ли Достоевский, увидевший в Базарове «признак великого сердца»?
4. Кому и почему даруется семейное счастье? Счастливы ли Аркадий и Катя?
5. Как следует понимать слова Тургенева о любви в конце романа?
Ключевое задание: Разработать вопросник для дискуссии по теме урока: «Любовь в жизни героев» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
«Продукт» решения задачи: Вопросник для дискуссии по теме урока: «Любовь в жизни героев» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
Задания, которые приведут к «продукту» решения задачи:
1. Ответьте на вопросы
- Согласны ли Вы с мнением Марии Николаевны?
- Если это не дискуссия, то какой метод обучения использовался?
- Что необходимо сделать для того, чтобы дискуссия состоялась?
- Какие требования предъявляются к формулировке темы для дискуссии?
- Какие существуют формы проведения дискуссии?
- Какие требования предъявляются к вопроснику для дискуссии?
- Какими должны быть вопросы для дискуссии, чтобы учащимся захотелось дискутировать?
2. Разработайте критерии для оценки качества вопросника для дискуссии.
3. Оцените качество вопросника, составленного Еленой Петровной.
4. Выявите и опишите ошибки, которые допустила Елена Петровна, формулируя вопросы для дискуссии.
5. Разработайте собственный вопросник для дискуссии. Для этого:
- Сформулируйте тему дискуссии.
- Определите форму проведения дискуссии.
- Разработайте вопросник для дискуссии с учетом формы ее проведения.
- Оцените качество разработанного Вами вопросника на основе собственных критериев (см. пункт 1).