Профессиональная задача

«Проектирование вопросника для учебной дискуссии»

Обобщенная формулировка задания: Дискуссионные технологии относятся к числу наиболее эффективных способов обучения. Существует большое разнообразие видов дискуссий, владение которыми требует от педагогов высокого уровня профессионального мастерства.

Контекст решения задачи: Елена Михайловна- начинающий учитель литературы. Недавно она провела учебное занятие по теме «Любовь в жизни героев» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»), используя для этого форму учебной дискуссии. В целом дискуссия не удалась: ученики отвечали неохотно, вяло, отмалчивались. После урока Елена Михайловна показала вопросы для дискуссии Марии Николаевне, опытному преподавателю литературы, которая высказала свое мнение: «Это вообще не дискуссия. Причиной неудачи является отсутствие темы для дискуссии, формы ее проведения и неправильный подбор вопросов». Вопросник для дискуссии включал следующую систему вопросов:

1. Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и глубину? Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? Согласны ли вы с оценкой её Базаровым?

2. Взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой. Ваша оценка. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Как он ведёт себя?

3. Кто, по-вашему, прав: Тургенев, говоривший, что «Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия, как и в Базарова», или Писарев, утверждающий, что у неё был «зародыш чувства», но она не дала ему развиться? В чём причина краха отношений Базарова и Одинцовой? Прав ли Достоевский, увидевший в Базарове «признак великого сердца»?

4. Кому и почему даруется семейное счастье? Счастливы ли Аркадий и Катя?

5. Как следует понимать слова Тургенева о любви в конце романа?

Ключевое задание: Разработать вопросник для дискуссии по теме урока: «Любовь в жизни героев» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

«Продукт» решения задачи: Вопросник для дискуссии по теме урока: «Любовь в жизни героев» (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Задания, которые приведут к «продукту» решения задачи:

1. Ответьте на вопросы

- Согласны ли Вы с мнением Марии Николаевны?

- Если это не дискуссия, то какой метод обучения использовался?

- Что необходимо сделать для того, чтобы дискуссия состоялась?

- Какие требования предъявляются к формулировке темы для дискуссии?

- Какие существуют формы проведения дискуссии?

- Какие требования предъявляются к вопроснику для дискуссии?

- Какими должны быть вопросы для дискуссии, чтобы учащимся захотелось дискутировать?

2. Разработайте критерии для оценки качества вопросника для дискуссии.

3. Оцените качество вопросника, составленного Еленой Петровной.

4. Выявите и опишите ошибки, которые допустила Елена Петровна, формулируя вопросы для дискуссии.

5. Разработайте собственный вопросник для дискуссии. Для этого:

- Сформулируйте тему дискуссии.

- Определите форму проведения дискуссии.

- Разработайте вопросник для дискуссии с учетом формы ее проведения.

- Оцените качество разработанного Вами вопросника на основе собственных критериев (см. пункт 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: