Семинар № 10-11. Зарубежная реформаторская педагогика: конец XIX – первая половина XX века

1. Социально – экономические, политические, философские и научные предпосылки становления и развития реформаторской педагогики.

2. «Школа действия» Вильгельма Августа Лая.

3. Теория гражданского воспитания Георга Кершенштейнера.

4. Прагматическая педагогика Джона Дьюи.

5. Педагогические идеи М. Монтессори.

6. Вальдорфская педагогика.

Задания

1. Выявить общее и особенное в идеях различных зарубежных реформаторских педагогических течениях конца XIX - начала XX вв.

2. Изложите основные идеи В.А.Лая о необходимости формирования в процессе обучения правильной последовательности действий: восприятие, умственная переработка, внешнее выражение сложившихся представлений.

3. Покажите утилитарный характер воспитания, идеи создания «инструментальной» педагогики и создания воспитывающей и обучающей среды в школе в «прагматической педагогике» Дж.Дьюи.

4. Сравните понимание принципа полезности у Дж. Дьюи и Дж. Локка.

5. Обоснуйте выписками из трудов Г.Кершенштейнера базовые идеи, объединяющие концепции трудовой школы и гражданского воспитания.

6. Проанализируйте основные задачи и содержание трудового и гражданского воспитания по Кершенштейнеру.

7. Заполните таблицу:

Педагогические направления Представители Основные идеи
   

8.Изучите педагогические принципы и методы воспитания детей в трудах М. Монтессори.

9.Проанализируйте дидактические материалы М.Монтессори и обоснуйте их роль в сенсорном воспитании детей.

10. Сравните идеи естесственного воспитания Ж.-Ж.Руссо и концептуальные положения теории свободного воспитания М.Монтессори.

11. Назовите особенности организации обучения в вальдорфских школах.

12.Выпишите и проанализируйте цель, содержание и методы обучения. Составьте профессиограмму учителя вальдорфской школы.

Литература

1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике /Под ред. М.Н.Певзнера и С.А.Расчетиной. - Новгород, 1984. - Ч. 1,2.

2. Вестбрук Р.Б. Джон Дьюи //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. -1994. -№ 1-2 (85-86). -Т. 1.

3. Гончарова Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. – М., 1972. – Гл. 2.

4. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. Воспитание детей младшего возраста. – М., 1992.

5. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998. - Раздел VI.- Гл. 2.

6. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. – Гл. 2.

7. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д.История зарубежной педагогики и философия образования.-Ростов н/Д..2000.

8. Кант И. О педагогике. // Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980.

9. Краних Э.М.Свободные вальдорфские школы.-М.,1993.

10. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1989. – Ч. 2 – Гл. 2 – 5.

11. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII – XX в. – М., 1976. – Гл. 3 – 4.

12. Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Ев­ропы конца XIX - начала. XX вв. - Новгород, 1996.

13. Пряников В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник – справочник. – М., 1995. (с. 53 - 56).

14. Рерс Г. Георг Кершенштейнер //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. -1994. -№ 1-2 (87-88). -Т. 2.

15. Рерс Г. Мария Монтессори //Перспективы: вопросы образования. -1983.

16. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост.А.И.Пискунов. – М., 1981.

17. Штейнер. Общее учение о человеке как основа педагогики. – М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: