Задание 1. Построить стратегическую пирамиду для предприятия, на основе разработки корпоративной стратегии, бизнес-стратегии, функциональной и оперативной стратегии.
Для разработки корпоративной стратегии необходимо:
1. Определить каково должно быть содержание портфеля видов бизнеса компании, а именно: в какие отрасли диверсифицироваться и как это делать.
2. Определить пути достижения более высокой производительности всего портфеля бизнесов. Совершить действия, направленные на усиление производительности тех бизнесов, в которые компания диверсифицировалась.
3. Найти пути получения синергетического эффекта среди родственных видов бизнеса.
4. Установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные виды бизнеса.
Для разработки стратегии бизнеса необходимо определить:
1) принятие решения о том, где компания имеет наибольшие шансы получения конкурентного преимущества;
2) разработку таких свойств продукции или услуг, которые обладают значительной привлекательностью для потребителей и могут выделить компанию среди конкурентов;
3) нейтрализацию конкурентных действий компаний-соперников.
Для разработки функциональной стратегии необходимо представить концепцию управленческого плана работы основных функциональных подразделений бизнеса.
Для разработки оперативной стратегии необходимо определить направления стратегических инициатив и подходов при решении повседневных оперативных задач, имеющих стратегическое значение (рекламные кампании, приобретение материалов, управление запасами, техническое обслуживание, поставки).
Задание 2. Выработка стратегии фирмы. Оценить отобранные стратегии по следующим критериям:
1.Реакция на возможности угрозы внешней среды.
2. Получение конкурентных преимуществ:
- использование сильных сторон фирмы, слабых сторон конкурентов;
- нейтрализация слабых сторон фирмы, сильных сторон конкурентов
3.Соответствие целям предприятия:
- достижение заданных долгосрочных показателей;
- совместимость целей с миссией
4.Выполнимость стратегии:
- достаточность наличных ресурсов;
- совместимость стратегии с внутренней организацией.
5. Учет взаимосвязей с другими стратегиями предприятия:
- достижение портфельного баланса;
- учет выполнимости стратегии;
использование эффекта синергизма.
Список основной и дополнительной литературы:
а) основная литература:
1. Стратегический менеджмент/ под. Ред. Петрова А.Н. – СПб.: ПИТЕР, 2008. – 496 с.
2. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент – М.: ПИТЕР, 2008. – 240 с.
б) дополнительная литература:
3. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организаций» и «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»: Пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. — M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 – 400 с.
4. Долгов А.И. Стратегический менеджмент: [электронный ресурс] учеб.пособие / А.И. долгов, Е.А. Прокопенко. — 3-е изд., стереотип. – М.: Флинта: мпси, 2011. – 280 с.
5. Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии. – М.: ДЕЛО И СЕРВИС, 2008. – 272 с.
6. Фомичев А. Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А. Н. Фомичев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 468 с.
7. Хангер, Дж. Дэвид. Основы стратегического менеджмента: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» / Дж. Д. Хангер, Т. Л. Уилен; пер. с англ. - 4-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 319 с.