В развитии науки менеджмент в России можно выделить 5 периодов:
1900-1910-е годы | Этап зарождения |
1920-е годы | Этап интенсивного развития на мировом уровне |
1930-1950-е годы | Этап затяжного кризиса и глубокого отставания |
1960-1980-е годы | Этап активного возрождения |
1990-е гг. по наст. время | Этап догоняющего развития |
В начале 20 века в научной общественности России получили широкое распространние идеи Ф.Тейлора. «Тейлоровский бум» приходился на 1911-1914 гг. В обсуждении его концепции принимали участие студенты и профессора, экономисты, инженеры и политики. На русский язык были переведены его работы, а также работы основоположников теории научной организации труда (НОТ) Ф.Гилберта и Г.Гантта.
Одним из наиболее ярких представителей отечественной научной мысли в областе управления был основатель Центрального института труда Алексей Капитонович Гастев.
Он с большим уважением относился к идеям западных основоположников научного менеджмента. Однако в отличии от Ф.Тейлора центральное место в теории А.К. Гастева занимал человеческий фактор.
|
|
А.К.Гастев впервые в мировой организационно-управленческой литературе обосновал решающую роль человека в производственных процессах.
Одним из главных научных трудов А.К. Гастева является монография "Трудовые установки", в котором подробно излагается методика обучения трудовым приемам, разработанная в Центральном институте труда, и приводится ее теоретическое обоснование |
Российскими учеными был сформулирован социальный подход к анализу проблем менеджмента. Наиболее видным его представителем был Николай Андреевич Витке.
Н.А. Витке был не одинок в своих взглядах и идеях, у него было много сторонников (Я. Улицкий, С. Стрельбицкий, И. Каннегиссер, Г. Нефёдов и др)..
Особое значение представители социальной школы придавали такому компоненту стиля руководства, как умение работать с людьми, сотрудничать с коллективом, принимать коллективные решения, основывающиеся на полной гласности, взаимопонимании и взаимоуважении.
Идеи Н.А.Витке в собственной стране встретили непонимание и жесточайшую критику.
В конце 1920-1930-х гг. в нашей стране состоялся окончательный переход к административно-командной системе. Наука управления стала классифицироваться как исключительно «буржуазная выдумка».
Были закрыты институты и лаборатории научной организации труда, прекращены творческие дискуссии по проблемам управления.
Акцент стали делать на «сильного» руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком и неукоснительно соблюдающего директивы.
К концу 1950-х-началу 1960-х годов кризис управленческой мысли был преодолен. Рост масштабов производства потребовал новых подходов к организации управленческих систем. В эти годы вновь появился доступ к западной литературе по менеджменту. Эти обстоятельства породили сильнейший «управленческий бум», продолжающийся до 1980-х годов
|
|
Современный этап развития науки о менеджменте в нашей стране характеризуется появлением новых научных центров и активным проведением разнообразных исследований в области менеджмента.
Проблемы менеджмента в России абсолютно отличаются от проблем менеджмента на Западе. Так, предприятия в России несут много затрат для укрепления производственной и трудовой дисциплины, т.е. основная цель – изменить отношения работника к труду.
Главные задачи, стоящие перед руководством (менеджерами) предприятия в России:
- обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях жесткой конкуренции;
- получение максимальной прибыли;
- разработка и реализация программ развития коллектива предприятия;
- постоянно совершенствовать работу предприятия;
- стараться постоянно осваивать новые отрасли;
- идти на риск;
- достигать поставленных целей.